|
ивотных, в Киото и повсюду на рынках
и ярмарках давали веселые представления, куколь-
ные спектакли и жестокие трагедии. Хотя у крес-
тьян было немного поводов для веселья, все-таки
устойчивое правление, дух национального едине-
ния, который возникал отчасти из-за контакта с
иностранцами и в ответ на угрозу национальной
безопасности из-за их присутствия в стране, вели
к демократизации общественной морали. Ширмы,
11
которые были характерным предметом убранства
дома именно в это время, часто расписывали сце-
нами из городской жизни, оживленной и веселой.
Все развлечения и праздники, которые проводи-
лись в XVII столетии, стали предшественниками
живых театрализованных представлений, так лю-
бимых японцами. Но после смерти Хидэёси в 1598
году и поражения его сына в 1615 году, дух нации
постепенно меняется под влиянием пуританско-
го, холодного, расчетливого правления дома Току-
гава, все жестче забирающего власть в свои руки.
Уменьшалось влияние иностранцев в стране, а го-
нения на христиан, начатые еще при Хидэёси, все
усиливались. Большое восстание христиан, про-
исшедшее в Симабаре, недалеко от Нагасаки, было
подавлено в 1637. году, и власти сделали все воз-
можное, чтобы ликвидировать христианство, при-
чем по причинам скорее политическим, а не рели-
гиозным. В то же время в стране начинает прово-
диться политика изоляции, целью которой было
избежать любого иностранного влияния, которое
могло бы привести к нарушению мира и спокой-
ствия внутри страны. Все японцы, находившиеся
за границей, были ли они заняты торговлей со стра-
нами Юго-Восточной Азии, или временно прожи-
вали на острове Ява, были отрезаны от родины.
Единственная связь с внешним миром осуществ-
лялась через небольшие голландское и китайское
представительства в Нагасаки, находившиеся под
строгим контролем правительства. Большая часть
иностранцев были выдворены из страны. Полити-
12
ка изоляции усугублялась и запретом на построй-
ку океанских кораблей, и запретом для японцев
выезжать за пределы страны.
Такая ситуация сохранялась до 1853 года, когда
корабли коммодора Перри бросили якоря в зали-
ве Эдо. Это заставило правительство открыть не-
сколько портов, в Японии снова начали появлять-
ся иностранцы. Власть дома Токугава длилась еще
только 15 лет, в течение которых страна была ох-
вачена непрекращающимися волнениями. Нако-
нец, власть в стране перешла к молодому Импера-
тору и его сподвижникам. Новые веяния напол-
нили страну, приходил конец феодализму старой
Японии.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1603 ГОДА
Описание повседневной жизни в старой Японии
было бы делом очень трудным или совсем невоз-
можным без знания того, что представляло собой
правительство страны, а для этого необходимо
разобраться в том положении, которое занимал дом
Токугава. Основатель этого клана, Токугава Иэясу,
человек выдающихся, если не гениальных, способ-
ностей, был сподвижником своих предшественни-
ков Нобунага и Хидэёси. При Хидэёси он правил
в Восточной Японии, имея крепость в г. Эдо (со-
временный Токио). Официально став сегуном в
1603 году, резиденцией нового правительства он
выбрал г. Эдо, отчасти потому,что хотел окружить
себя своими сторонниками, а отчасти из-за того,
13
что, подобно многим прежним военачальникам,
полагал, что сама атмосфера столицы Киото с ее
вычурностью, поклонением изящным искусствам
будет только развращать его окружение.
С гибелью сына Хидэёси при штурме замка в
Осаке в 1615 году исчезла и непосредственная уг-
роза правлению Иэясу. На следующий год он уми-
рает, но члены дома Токугава сменяют друг друга
на посту сегуна (который в конце концов стано-
вится наследственным) и контролируют всю стра-
|
|