|
зы", в главе "Избегать искушения" ("Цзюй хо цзюань")
говорится: "...Муж, практикующий даоинь, может врачевать неизлечимые болезни,
направлять ци с нарушенной гармонией. Упражнения суть прохождение ци через все
органы (буквально: через сто застав)".
Тао Хунцзин* обобщил опыт "взращивания жизни" (ян-шэн) за период,
предшествовавший Шести династиям, составив книгу "Записки о развитии природных
данных и продлении жизни" ("Ян син янь мин лу"), в которой содержится много
сведений по теории и практике яншэн. Например: "Спокойный живет долго,
беспокойный умирает молодым. Спокойный, но не умеющий выращивать [нужное
качество], сокращает долгую жизнь; беспокойный, но умеющий выращивать [нужное
качество], продлевает годы. Однако спокойствием легко управлять, беспокойство
трудно контролировать; прав только тот, кто следует взращиванию [нужных
качеств], в том числе терпения".
Тао Хунцзин поясняет, что во время упражнений надо концентрировать внимание
на внутренних процессах, что дает возможность укрепления здоровья и продления
жизни. фраза: "Обычно перемещением ци желают излечить сто болезней, при этом
думают о соответствующем месте: если болит голова, то думают о голове, если
болит нога, то думают о ноге и направляют в эти места ци", - помогает понять,
что с помощью мыслей можно прекратить боли. Еще говорится: "Вдыхание имеет одно,
выдыхание имеет шесть. Одно для вдыхания так и называется: вдох. Шесть для
выдыхания называются: выдувание, выдох, всхлип, выкрик, вздох, ах - все
означают выход ци... Выдувание - для отработанных ветров, выдох - для
отработанного тепла, всхлип - для уходящей тоски, выкрик - для прошедшего гнева,
вздох - для рассеивания застойности, ах - для освобождения крайностей...". Это
показывает, что уже тогда началось использование шести заклинаний для
безмолвного выдыхания ци как способа лечения болезней.
_____
Гэ Хун - его (284-363) можно по праву назвать "отцом китайской алхимии". Он
родился в Цзюйжуне в старинной чиновничьей семье. За участие в подавлении
мятежа получил аристократический титул; занимал невысокие чиновничьи должности.
Последние годы провел в уединении на горе Лофушань, занимался алхимией и
другими даосскими "искусствами". Там он создал большинство своих сочинений, в
том числе и "Баопу-цзы" ("Мудрец, объемлющий первоначальную пустоту"). И в его
творчестве реализовывались такие закономерности позднего даосизма: во-первых,
сближение с конфуцианством и, во-вторых, воплощение общей теории в практических
(включая алхимические) предписаниях (см.: Торчинов Е.А. Трактат Гэ Хуна
"Баопу-цзы" как историко-этнографический источник; Автореф. канд. ист. наук. -
Л.. 1984; Он же. Основные направления эволюции даосизма в период Лючао (по
материалам трактата Гэ Хуна "Баопу-цзы" // Дао и даосизм в Китае. - М., 1982. -
С. 60-79).
Тао Хунцзин (452-536) - выдающийся алхимик и фармацевт. Составил фармакопею
в семи томах, где описал 730 видов лекарств и их воздействие (см.: Алексеенко И.
П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 37-38; Вогралик В.Г.
, Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. - М.: Медгиз, 1961. - С. 34 35.
7. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДА СУЙ И ТАН
В период Суй - Тан определенное развитие в области "взращивания тела"
получали такие способы, как даоинь и туна.
Чао Юаньфан* в книге "О происхождении всех болезней" ("Чжу бин юань хоу
лунь") в большей части предписаний излагает методы даоинь и туна. Всего их
около 260 видов. Можно сказать, что данная книга является первым обобщением
способов лечения с помощью цигуна за весь период, предшествовавший династии Суй.
Например: "...При лечении четырех конечностей не следует предаваться хандре; в
брюшной полости надо накопить ци; надо [приготовить] ровную постель; тело
вытянуть прямо, голову запрокинуть; одежду и пояс расслабить; подушку взять
высотой в три цуня II держать крепко... Успокоить сердце, укрепить волю (и),
отрегулировать дыхание, не думать ни о каких делах, специально следовать
вниманием за ци, медленно прочищать телесные источники. При медленном
прочищении телесных источников надо языком слегка облизать губы и зубы, затем
проглотить слюну. Медленно-медленно ртом выдохнуть ци, носом втянуть ци в горло,
чтобы согреть его; выполнять движения помедленнее, нельзя делать их поспешно и
с силой. Дождаться хорошей циркуляции, постепенно, понемногу увеличивать
полезность, так проделать 100 или 200 вдохов-выдохов, болезнь пройдет". Данный
способ указан как эффективный при излечении болезней четырех конечностей и
живота.
В каждом из "тысячи золотых рецептов" Сунь Сымо* содержатся записи о даоинь.
Он считал, что "путь взращивания жизни обычно требует небольшой [физической]
работы"; "когда дыхание тела отрегулировано, сто болезней не возникают...
искусный в поддержании жизни должен регулировать способы дыхания". "Путь
гармонии духа [шэнь] и регуляции ци должен быть таким же, как потайная комната..
. надо лечь навзничь с прямым туловищем... закрыть глаза, замкнуть ци в груди,
очень легко дышать носом и не двигаться; осуществить 300 вздохов-выходов, при
этом уши ничего не слышат, глаза ничего не видят, на сердце никаких мыслей". Он
был также знаком с практическим применением "шестисловного заклинания"*, с 18
формами массажа индийских брахманов, с 49 движениями массажа по Лао-цзы.
В книге "Тайные предписания "управления внешнего лечения""* ("Вай тай ми
яо") ее автор, Ван Тао*, часто до того, как дать рекомендацию, перечислял
методики даоинь и туна. Например, в предисловии к десятому предписанию,
посвященному болезням серд
|
|