|
итывал многие тысячи предметов из дерева, лака, керамики, бронзы,
а также хорошо сохранившиеся предметы одежды и обуви, остатки материи (с
рисунками и текстами) и бамбуковые таблички с записями. Благодаря этому были
получены обширные новые знания о материальной и духовной культуре ханьского
общества. В могилах № 1 и 3 было найдено также по одному Т-образному штандарту
с изображением посмертного путешествия (очевидно, "хозяина могилы") в пределы
небожителей. На месте раскопок создан специальный музей (см.: Синь Чжунго ды
каогу фасянь хэ яньцзю (Археологические открытия и исследования в новом Китае).
- Пекин: Вэнь T.4. - С. 427-430).
Следует специально отметить значение мавандуйских находок для истории
китайской медицины. Помимо упомянутых руководств по даоинь (подробнее см. вопр.
273), найдены трактат по диетологии, пособие по лечению методом прижигания и,
наконец, сборник рецептов, который содержит 280 предписаний для лечения 52
болезней: судорог, нервных расстройств, лихорадок, грыж, глистных заболеваний,
ран, нарывов, укусов, геморроев, лишаев, опухолей, женских и детских болезней и
т.д. (см.: Крюков М.В., Переломов Л.С" Софронов М.В" Чебоксаров Н.Н. Древние
китайцы в эпоху централизованных империй. - М.: Наука, 1983. - С. 266-267).
"Хуайнань-цзы". - Имеется в виду сочинение ("Философы из Хуай-нани"),
составленное при дворе князя Лю Аня (около 180-122 гг. до н.э.) его окружением
при активном участии самого правителя. Представляет собой дальнейшее развитие
основных постулатов даосизма (см.: Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе,
обществе и искусстве. - М.: МГУ, 1979; Древнекитайская философия: Эпоха Хань /
Сост. Ян Хиншун. - М.: Наука, 1990. - С. 36-78).
Чжан Чжунцзин. - Чжан Чжунцзина (150-219) иногда называют "китайским
Гиппократом". Он был крупным чиновником, собирал и систематизировал различные
лечебные рецепты. Составил большой труд о диагностике и лечении лихорадочных
заболеваний. Многие его труды переиздавались и комментировались последователями,
в частности сочинение "Краткое содержание Золотого сундука" было издано врачом
Хуан Сухэ (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев,
1959. - С. 27-29; Ибрагимов И.И., Ибрагимова В.С. Китайская национальная
медицина. - Ташкент: Медгиз УзССР, 1959. - С. 20-23; Вязьменский Э.С. Из
истории древней китайской биологии и медицины // Тр. ин-та истории,
естествознания и техники. - 1955. - Т. 4. - С. 56-60).
Хуа То - Хуа То (141 - 208), величайший врач древнего Китая, с именем
которого связано множество выдающихся достижений. Один из немногих проводил
хирургические операции, в том числе и полостные; использовал наркотические
отвары для анальгезии; применял фиксацию поврежденного органа при переломах. По
преданию, предлагал Цао цао трепанацию черепа для его излечения, однако
узурпатор заподозрил в этом покушение на свою жизнь и повелел казнить врача.
Упоминаются названия нескольких книг, написанных Хуа То, но они были сожжены,
уцелело только руководство по ветеринарии "Ню ма цзин" (Алексеенко "Очерки о
китайской народной медицине." - Киев, 1959. Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С.
Очерки китайской медицины. - м.. Медгиз, 1961. - С. 25-29; Чжунго лидай мин и
чжуань (Биографии знаменитых врачей в истории Китая). - Пекин, 1987. - С.
13-17).
6. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ЭПОХИ ОБЕИХ ДИНАСТИЙ ЦЗИНЬ И
СЕВЕРНЫХ И ЮЖНЫХ ДИНАСТИЙ
В период правления обеих династий Цзинь, а также Северных и Южных династий
наблюдаются определенные успехи и прогресс в области способов "взращивания
жизни" (яншэн). Специальную работу, посвященную "взращиванию жизни", написал
Цзи Кан.
В произведениях Гэ Хуна* многократно цитировались сочинения, повествующие о
яншэн. В "Баопу-цзы" в главе "Высшая правда" ("Чжи ли пянь") говорится: "Хотя
принятие снадобий может способствовать продлению жизни, однако овладение
цигуном позволяет делать это лучше и быстрее. Даже без снадобий, только
практикуя цигун и следуя его принципам, можно достичь возраста в несколько сот
лет. Человек существует в ци, и ци существует в человеке. От Неба и Земли и
вплоть до "тьмы вещей" - ничего не может существовать без ци. Те, кто искусны в
практике ци, взращивают жизнь внутри себя и противостоят внешним болезнетворным
[силам]".
В главе "О разном" ("Цза ин пянь") сказано: "Те, кто взращивает жизнь в
строгом соответствии с принципами, неустанно практикуют цигун, утром и вечером
занимаются даоинь, овладевают движениями и достигают совершенства в защите
[здоровья]... могут избегать болезней... Те же из больных, которые не соберут
свою волю специально [на выполнение цигуна], никогда не излечатся".
В главе "О взращивании жизни" ("Яншэн лунь") сказано: "...Не следует
слишком долго сидеть и долго ходить, долго смотреть и долго слушать. Не следует
есть, когда нет сильного голода; не следует пить, когда нет сильной жажды...
Телу надо побольше трудиться, а есть надо поменьше; но труд не должен истощать,
а уменьшение пропитания не должно вызывать голод... Когда на сердце ясно,
истинный дух [шэнь] обретает свое место. Когда ци умиротворено, то вредоносные
силы бегут от тела... Когда человек безразличен к славе и выгоде и
сконцентрирован на себе самом, его тело пребывает в покое, беды не действуют на
него... Таковы принципы, которых следует придерживаться для взращивания жизни".
Там же, в "Баопу-
|
|