|
а и желудка, а также болям при вспучивании, сказано:
"Постоянно сохранять безмятежность, перед рассветом лечь спокойно, тремя
глотками прополоскать рот, что регулирует пять плотных органов, способствует
продлению жизни, лечит боль в сердце и в желудке". Также в предисловии ко
второму предписанию, касающемуся патологическому отхождению мокроты из
дыхательных путей, говорится: "...Лежа на левом и на правом боку, упорядочение
дышать (по два цикла вдохов-выдохов), чтобы излечить отхождение мокроты".
Кроме того, великий поэт Бо Цзюйи* создал стихотворение об источнике
спокойствия: "Грея спину на солнце, сижу, закрыв глаза. Гармоничное ци
рождается во внешних покровах. Словно много выпил чистейшего вина. Либо будто
погрузился в спячку, устав от тяжелой работы. Внешний мир пребывает в согласии.
Кости тела в удобной позиции. Внутри не возникает ни одной мысли. Озаренность
вплоть до того, что забываешь о всем существующем. Сердце полностью сливается с
пустотой". Это - глубокое описание вхождения в мир спокойствия.
_____
Чао Юаньфан (581-616) - создатель первого обобщающего труда по этиологии
болезней. Уделял внимание проблемам паразитологии и дерматологии (см.:
Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 44;
Ибрагимов И.И., Ибрагимова В.С. Китайская национальная медицина. - Ташкент:
Медгиз УзССР, 1959. - С. 31-33.
Сунь Сымо (581-673) - великий алхимик и врач. Существует два варианта
чтения его имени: Сымо и Сымяо. В современной литературе принято первое чтение,
как более соответствующее древнему произношению (см.: Карапетянц А.М., Торчинов
Е.А. История и теория алхимии и химии в Китае: (Обзор) // Современные
историко-научные исследования. Наука в традиционном Китае. - М., 1987. - С.
160). Он создал сочинение "Важнейшие предписания из алхимической практики"
("Дань цзин яо цзюэ") и несколько рецептурных сборников. Детально описал методы
применения таких эффективных средств, как ртутная мазь, эфедрин (при астме);
впервые изложил клинику и лечение сахарного диабета, бери-бери, куриной слепоты
(см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С.
44; Вязьменский Э.С. Из истории древней китайской биологии и медицины // Тр.
ин-та истории, естествознания и техники. - 1955. - Т. 4. - С. 46-50; Ибрагимов
И.И., Ибрагимова В.С. Китайская национальная медицина. - Ташкент: Медгиз УзССР,
1959. - С. 36-38; Ци Сичжоу. Метод продления жизни "Короля фармацевтов" Сунь
Сымао // ЦиС. - 1991. - № 2. - С. 57).
Практическое применение "шестисловного заклинания". Сунь Сымо установил
соответствие между "шестью иероглифами" и временами года. В сочинении "Правила
сохранения здоровья" он указывал: "Если весной выдохнуть со слогом "сюй" -
просветлеют глаза, дерево поможет печени; слог "хэ", произносимый летом,
успокаивает огонь в сердце; выдыхание со слогом "сы" приводит к орошению
легких; слог "чуй" зимой сохраняет ян в почках; слог "си" круглый год устраняет
лишний жар в тройном обогревателе; слог "ху" круглый год помогает селезенке и
желудку переваривать пищу. Если произносить беззвучно и неслышно, упражнения
будут эффективней чудесной пилюли" (Цит. по: Мо Вэньдань. Оздоровительный метод
- "шесть иероглифов" (лю цзы цзюэ) // ЦиС. - 1993. - № 3. - С. 14).
Управление внешнего лечения (ваи тай). - Согласно разъяснениям профессора
Лю Дэпэя, в танское время при императорском дворе существовало две лечебных
управы: "внутреннего лечения", где лечили только самого императора, его жен и
принцев крови, и "внешнего лечения", где лечили всех остальных родственников
императора и высших чиновников.
Ван Тао - врач, уделявший особое внимание диететике, в частности для
лечения дистрофий. Рекомендовал использовать целебные свойства растений,
содержащих йод (например, морскую капусту и т.п., всего около 37 видов), для
лечения заболеваний щитовидной железы (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской
народной медицине. - Киев, 1959. - С. 46- 47).
Бо (Бай) Цзюйи - великий китайский поэт Бо Цзюйи (772-846) в жизни был
крупным государственным чиновником. В поэзии стал создателем нового направления,
которое пыталось сочетать глубокую гражданственность и тонкую лирику. Лучшие
стихи Бо Цзюйи прекрасно переведены на русский язык Л.3. Эйдлиным.
8. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДА СУН, ЦЗИНЬ И ЮАНЬ
При династии Сун впервые были предприняты достаточно полное и
систематическое редактирование и сверка обобщающих трудов. По проблемам,
связанным с "взращиванием жизни", также была выполнена определенная работа,
включавшая редактирование описаний известных методов и их упорядочение, что
способствовало их дальнейшему развитию.
В конце сочинения "Сводное описание высочайшей помощи" ("Шэнцзи цзун лу")
имеется три раздела: о глотании слюны, о даоинь и о дыхательных упражнениях
(буквально: фу ци - "глотание ци"). В них специально рассказывается о методах
цигуна.
Например, о способах глотания слюны говорится: "Раскрыть рот, язык упереть
в зубы, чтобы получить слюну; в один день сглатывать 360 раз".
О даоинь: "Пять плотных и шесть полых органов, 100 костей и девять проходов
человеческого тела - по всем им проходит ци. Циркуляция ци образует гармонию,
застой ци образует болезни. Методы даоинь способствуют движению ци и крови,
приносят пользу суставам, ограждают от тьмы зол, которые не могут проникнуть
внутрь". И далее: "Если какой-либо из пяти органов цзан и тройной обогреватель
перекрываются, то это регулируется шестью дыханиями... вздох [сюй] относится к
печени, выкрик [хэ] - к сердцу, выдох [ху] - к селезенке, ах [сы] - к легким,
выдувание [чуй] -
|
|