|
пора, ступки, лука и стрел, платья и туфель,
строительство первой колесницы и лодки и многое другое. С его деятельностью, в
том числе борьбой с Янь-ди и потомком последнего Чи-ю связано немало мифов. (См.
: Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М.: Наука, 1987. - С. 81-116). В
моторизованной традиции он почитался в качестве мудрого правителя, правившего с
2698 по 2598 г. до н.э. (см.: Рифтин Б.Л. Хуан-ди // Мифы народов мира. - М.:
Сов. энциклопедия, 1982. - Т. 2. - С. 605-606).
Бянь Цюэ (406-310 гг. до н.э.). - Один из первых известных нам медиков
Китая. Много странствовал по стране, изучая различные способы народной терапии.
Считался родоначальником пульсовой диагностики. Сы-ма Цянь приводит его
биографию, в которой рассказывается о некоторых случаях из практики, в
частности, как Бянь Цюэ "возвращал жизнь" умершим, очевидно, выводил больных из
состояния глубокой комы (см.:
Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев: Мед-сиз УССР,
1959. - С. 12-15; Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. -
М.: Медгиз, 1961. - С. 15-16).
В сочинении Лао-цзы "Дао-дэ цзин" содержатся высказывания. - Приведенные
цитаты взяты соответственно из третьего, седьмого, десятого и шестнадцатого
чжанов (ср.: Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. - М.; Л.:
Изд-во АН СССР, 1950. - С. 117, 118, 120, 124).
Чжуан-цзы в главе "Кэ и пянь" указывал. - Ср. перевод этого отрывка в кн.:
Позднеев Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. - М.: Наука,
1967. - С. 210. Данная фраза из "Чжуан-цзы", описывающая упражнения "ян шэн",
неоднократно воспроизводилась в последующих сочинениях в близких контекстах. Ср.
, напр., фрагмент из "Хуайнань-цзы": "Странствие естественного человека подобно
вдоху и выдоху - выдыхает старое, вдыхает новое (т.е. туна). Ничто не способно
взволновать сердце человека, воспитавшего свою форму: ни раскачивающийся на
ветвях медведь, ни вытянувшая голову птица...", и т.п. (Древнекитайская
философия: эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. - М.: Наука, 1990. - С. 60).
5. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ЭПОХИ ХАНЬ
Древний цигун получил дальнейшее развитие при династии Хань. В конце 1978 г.
при раскопках могилы № 3 в местности Мавандуй* близ г. Чанша нашли схемы
упражнений даоинь, датированные ранним периодом Западной Хань. Данный свиток
имеет чрезвычайно важное значение для изучения происхождения и развития цигуна.
В сочинении "Хуайнань-цзы"* в разделе "Наставление о духе" ("Цзиньшэнь
сюнь") есть такая запись: "Вдыхая и выдыхая так и этак; выводя старое и
втягивая новое; раскачиваясь, словно медведь, и вытягиваясь, словно птица;
плескаясь в воде, как дикая утка, и вслушиваясь, как уховертка; осматриваясь
вокруг, как сова, и вперясь вдаль, словно тигр, - именно так человек взращивает
тело".
Чжан Чжунцзин* в сочинении "Краткое содержание золотого сундука" ("Цзинь
куй яолюэ") утверждал: "Некоторые люди могут воспитывать в себе
осмотрительность, не позволяют вредным влияниям воздействовать на каналы и
коллатерали, распространяться по каналам и коллатералям, не дают им
циркулировать по внутренним органам и таким образом вылечиваются. При ощущении
тяжелых застойных явлений в четырех конечностях используют даоинь и туна,
чжэньцзю [иглоукалывание и прижигание] и втирания, чтобы не дать девяти
проходам наглухо закрыться". Запись явно указывает, что тренировка внешних и
внутренних усилий является одним из способов профилактики и лечения болезней.
"История поздней Хань" (глава "Биография Хуа То") содержит такую запись:
"Хуа То*... обладал знанием о многих болезнях, хорошо понимал искусство
сохранения здоровья. В возрасте ста лет он был совершенно здоров. Современники
называли его небожителем". Он, основываясь на высказывании Чжуан-цзы
"раскачиваются, словно медведи, вытягиваются, словно птицы", разработал "Игры
Пяти зверей", названные соответственно формами тигра, оленя, медведя, обезьяны
и птицы (журавля). Хуа То считал, что "человеческое тело любит трудиться, но не
следует доводить [нагрузки] до предела". Он так же разъяснил, что, выполняя
упражнения, входящие в "Игры Пяти зверей", можно достичь лучшей проходимости
кровеносных сосудов, остроты слуха и зрения, крепости и целости зубов, можно
предупредить и излечить болезни. Его ученик У Пу, продолжавший дело учителя,
постоянно тренировался в соответствии с данным комплексом и прожил 90 с лишним
лет, сохранив ясное зрение, острый слух и крепкие зубы. Другой ученик, Фань Э,
также практикуя данный комплекс, прожил более ста лет, при этом волосы на
голове у него оставались черными.
В "Истории поздней Хань", в биографии Ван Чжэня, также записано: "Ван Чжэню
было почти сто лет, но лицо его лоснилось; он был похож на пятидесятилетнего.
Мог выполнять упражнения утробного дыхания и утробного питания. "Утробное
дыхание" означает внутреннюю циркуляцию дыхания в статической позе сидя;
"утробное питание" означает сглатывание образовавшейся во рту слюны.
Кроме того, определенное место занимали буддистские методы концентрации,
такие как сидячая медитация, погружение в медитацию и некоторые другие
статические упражнения.
_____
Мавандуй. - Место в предместье г. Чанша (пров. Хунань), где в 1972-1973 гг.
раскопали исключительно богатые могилы, относящиеся к раннему периоду династии
Западная Хань (примерно 190 г. до н.э.). В могиле № 1 обнаружили
мумифицированный труп женщины старше 50 лет, в могиле № 3 - костяк мужчины в
возрасте около 30 лет, костяк в могиле № 2 не сохранился. Погребальный
инвентарь нас
|
|