|
вокупности вещей
и предметов Вселенной, которые постоянно изменяются, появляются, развиваются и
исчезают, извлечение их сути и, таким образом, достижение беспредметного
созерцания;
2. созерцание воображаемого (цзягуань) - это воображаемое представление о
предметах Вселенной, которые образуются в результате слияния внутренних и
внешних причин. Слияние внутреннего и внешнего приводит к рождению нового, их
разделение - к гибели. Такие же закономерности характерны для взлетов и падений
в нашем мышлении, они совершенно неуловимы;
3. срединное созерцание (чжунгуань) - это когда при созерцании Вселенной не
стремятся мысленно удержать Вселенную, при созерцании воображаемого не
стремятся ухватить образ, отрешаются как от реального, так и от воображаемого
мира, которые не имеют опоры в сердце при полной его ясности.
Другими словами, нужно сосредоточенно думать о чем-то одном, чтобы
отрешиться от всего другого и достичь полной ясности, чтобы созерцать. Во время
отрешения нельзя уходить от созерцания, в ходе созерцания нельзя расставаться с
отрешением.
В этом и состоит способ отрешенного созерцания, известный также как один из
методов вхождения в покой.
_____
Чжигуань. - Буддистский термин, который означает чистое созерцание,
отрешение от земных благ (Samatha - Vipasyanani) (см.: БКРС. - Т. 2. - С. 221;
см. также Приложение 3).
Доктрина "чжигуань" была подробно описана в сочинениях патриарха и
фактического основателя школы Тяньтай Чжи И (538-597 гг.) и выражает сущность
просветления и пути его достижения. В буддологических сочинениях предлагается
более глубокое толкование этого термина: "прекращение [неведения] и познание
[истинного вида "всех дел и вещей"] (Игнатович А.Н. Тяньтайская доктрина
"чжигуань": Общая характеристика // 14-я науч. конф. ОГК. - М., 1983. - Ч. 1. -
С. 165); "самопрекращение и самосовершенствование" (Профатилов И.А. Влияние
доктрины Чжи И на формирование медитативной практики в школах Чань и Цэинту //
22-я науч. конф. ОГК. - М., 1991. - Ч. 3. - С. 64). В данном случае китайские
авторы дают облегченное толкование термина, поскольку их интересуют чисто
прикладные аспекты медитативной практики буддистских школ. В упомянутой выше
статье И.А. Профатилова также указывается на применение методов цигуна при
"счете дыхания" и "следовании дыханию" для достижения "чжигуань".
63. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЫХАНИЯ
Нужно, чтобы полностью выдерживались естественный темп (15-18
вдохов-выдохов в минуту) и привычное дыхание. Такой темп соответствует
возможностям начинающих, обычно занимающихся цигуном в положении стоя. При
естественном дыхании его частота постепенно снижается, а глубина увеличивается,
поэтому метод называется также методом глубокого дыхания. Он применяется в
тайцзицигуне и в комплексе "десять кусков парчи" (шидуаньцзинь), в последнем
случае - лежа на кровати или в положении стоя.
Естественное дыхание можно выполнять способом "носом вдох - носом выдох"
или "вдох через нос - выдох через рот", т.е. в естественной, привычной манере.
64. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ДЫХАНИЕМ ГРУДНОГО ТИПА
Грудным называется дыхание, при котором происходит активное движение
грудной клетки: расширение грудной клетки и втягивание живота при вдохе и
обратные движения - при выдохе.
При вдохе усилие исходит от позвоночника, оно начинается от участка
спинного хребта, расположенного за сердцем, затем поднимается над сердечной
сумкой и развивается снизу вверх. Воздух, плотно прилегая к позвоночнику,
заполняет грудную полость, приподнимает ребра, словно он поднимается в грудную
клетку из живота. На самом же деле это происходит из-за расширения грудной
клетки и сокращения брюшного пресса. Не следует сознательно задерживать вдох,
прилагать какие-то особые усилия, так как это иногда вызывает неприятные
ощущения.
Таким образом, грудная клетка расширяется, а мышцы живота непроизвольно и
мало-помалу сокращается. После сжатия количество попавшего в брюшную полость
воздуха не увеличивается. При выдохе концентрацию нужно переносить из точки у
позвоночника в район сердца, - именно отсюда и должен начинаться выдох. После
выдоха объем груди должен остаться чуть большим, чем в исходном положении.
Такое движение грудной клетки и называется грудным дыханием.
65. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ БРЮШНОГО ДЫХАНИЯ
Различают прямое брюшное дыхание, когда при вдохе брюшная полость
увеличивается, и обратное брюшное дыхание, когда брюшная полость сокращается
при вдохе, а при выдохе увеличивается.
При вдохе внимание концентрируется на излучении энергии из точки на
позвоночнике, расположенной непосредственно за центром
|
|