|
реплению здоровья.
2. Спокойный вдох, расслабленный выдох. Во время занятий следует в ритме
дыхания выполнять моняньфа, при каждом вдохе повторять про себя слово
"спокойствие" (цзин), при выдохе - "расслабление" (сун). Дыхание должно быть
ровным, неглубоким, при этом нужно думать о чем-нибудь легком.
3. Отрывистый выдох - "выплевывание" (туцифа). Во время занятий при каждом
выдохе нужно мысленно как бы "выплевывать" слова: сюй (вздох), хэ (выкрик), ху
(выдох), сы (ах), чуй (выдув), си (всхлип); при этом нельзя издавать никаких
звуков. Этот способ особо действен при лечении внутренних плотных и полых
органов.
60. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ СЧЕТА ДЫХАНИЯ (ШУСИФА). КАК ЕГО ПРАКТИКОВАТЬ
Этот способ, рекомендованный в древности китайским медиком Бянь Цюэ,
состоит в том, чтобы во время занятий молча вести счет дыханию, считая за
единицу вдох-выдох, что способствует упорядочению работы дыхательных органов,
придает ей спокойный ритм. Обычно люди, страдающие от бессонницы, с помощью
этого способа легко засыпают. Поскольку в это время сознание сосредоточено на
счете дыхания, другие беспокойные мысли легко устраняются. Так легче достичь
состояния расслабленности, покоя. Как правило, когда счет приближается к
нескольким сотням, дыхание становится спокойным, ощущается комфорт, покой. В
этом случае продолжать счет не следует, можно перейти к способу следования
дыханию (суйси), т.е. думать только о дыхании, чтобы организм вошел в состояние
глубокого покоя.
61. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЦИ (ГУАНЬЦИ). КАК ЕГО
ПРАКТИКОВАТЬ
Гуаньци (последовательное перемещение ци) может осуществляться двумя
способами. Первый состоит в том, что при переходе от вдоха к выдоху
концентрация переносится с одной части тела или точки на другую. Например,
страдающие повышенным давлением при вдохе концентрируются на даньтяне, а при
выдохе - на точке юн-цюань. Такой перенос концентрации при вдохе и выдохе и
называется гуаньци.
Есть еще один способ, поднимающий "чистое ци" (цин-ци) и опускающий
"грязное ци" (чжоци), заключающийся в том, что нужно волевым усилием довести
цинци до макушки, затем уже чжоци от макушки опустить до подошв, а затем
перевести чжоци на три чи в землю. Подъем цинци и опускание чжоци также
называются методом гуаньци.
Применение этого способа способствует улучшению проходимости каналов,
упорядочению циркуляции ци и крови, устранению недугов. Для больных с
пониженным или недостаточным внутренним ци (чжунци) этот способ не
рекомендуется.
62. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДАМИ ОТРЕШЕННОГО СОЗЕРЦАНИЯ (ЧЖИГУАНЬ). КАК ИХ
ПРАКТИКОВАТЬ
Отрешение (чжи) означает отключение сознания, остановку психической
деятельности. Для этого существует три способа.
1. Отрешение с помощью связывания - это первый этап упражнений, при котором
следует все внимание сосредоточить на одном месте, подобно тому как обезьяну
сковывают цепью. Поэтому метод и называется "отрешение связыванием". Чаще всего
такое связывание достигается двумя путями. Первый - связывающий в одну линию
сердце и кончик носа - состоит в том, чтобы полностью отбросить беспокоящие
мысли, сосредоточить внимание на кончике носа. Второй - связывающий в одну
линию сердце и точку, расположенную ниже пупка, - означает, что все внимание
надо сосредоточить на нижней части живота, которая является центром всего тела,
представить себе, как вдыхаемое ци через нос проникает напрямую в нижнюю часть
живота. Этим отбрасываются путаные мысли, регулируется дыхание.
2. Отрешение с помощью сдерживания сердца (чжисинь-чжи) предполагает, что
когда обучаемый в достаточной степени овладел предыдущим приемом, можно
переходить к следующему этапу отрешения, который непосредственно связан с
сердцем. Это значит, что нужно понять глубинные мысли собственного сердца и в
любое время суметь сдержать его.
3. Отрешение за счет постижения истины (тичжэньчжи) - это и есть подлинное
самоотрешение. Если до тонкостей постичь все, о чем знает сердце, то эти мысли
быстро уйдут, чтобы никогда больше не возвращаться. Таким образом, все, что
беспокоит, должно ограничиваться и устраняться не при помощи волевого усилия, а
естественным путем. Отсутствие беспокойных мыслей и есть истина. Сердце на этом
успокаивается, поэтому метод и называется "отрешение за счет постижения истины".
Созерцание (гуань) означает не внешнее, а внутреннее наблюдение
собственного сердца с закрытыми глазами. Существуют три вида созерцания:
1. созерцание Вселенной (кунгуань) - это созерцание всей с
|
|