|
х
органов тела он самый большой, то его называют также "отдельным дворцом" ("гу
фу"). Как сказано по этому поводу в "Каноне категорий" ("Лэй цзин"), тройной
обогреватель "находится внутри торса наряду с органами цзан-фу; вмещает все
органы цзан; представляет собой большой полостной орган".
Тройной обогреватель - это общее название для верхнего, среднего и нижнего
обогревателей. Часто используемая в настоящее время концепция верхнего,
среднего и нижнего обогревателей отличается от прежнего понимания тройного
обогревателя как одного из шести полых органов. Современные названия трех
обогревателей в основном соответствуют частям тела. То, что выше диафрагмы,
есть верхний обогреватель, он включает в себя сердце и легкие; от диафрагмы и
вниз до пупка находится средний обогреватель, в котором размещаются селезенка и
желудок; ниже пупка расположен нижний обогреватель, содержащий печень, почки,
толстый и тонкий кишечник, мочевой пузырь.
Тройной обогреватель обладает функцией управления различными видами ци,
распоряжаясь преобразованиями ци человеческого тела. Он являет собой путь
прохождения изначального ци и транспортировки "воды и зерна". Изначальное ци
исходит из почек, но обязательно использует проход через тройной обогреватель,
после чего может распространяться по всему телу, способствуя активной
деятельности различных внутренних и внешних органов. Поэтому в "Нань цзине" в
главе "Трудность тридцать восьмая" о тройном обогревателе сказано, что он
"отличается от источника ци, но управляет всеми ци". В главе "Трудность
шестьдесят шестая"* также говорится, что "тройной обогреватель не является
источником ци, в основном распространяет три [вида] ци, переносит их в пять
плотных и шесть полых органов". Поскольку изначальное ци, проходя через тройной
обогреватель, распространяется по всему телу, в различных органах, через
которые проходит ци, происходят процессы преобразования пищи и питья.
Верхний обогреватель в основном контролирует функцию транспортировки через
сердце и легкие, распространяет субстрат ци "воды и зерна" по всему телу, за
счет чего согревает и питает кожу и мускулы, регулирует состояние фибр и пор. В
"Каноне о внутреннем" в разделе "Духовная точка опоры" ("Лин шу") в главе
"Обеспечение, защита, порождение и потенция" ("Ин вэй шэн хуй пянь") эта
способность представлена в следующей форме: "Верхний обогреватель словно
[наполнен] туманом". Термин "туман" (пульпа) указывает на состояние, в котором
распространяется тонкое ци "воды и зерна".
В среднем обогревателе в основном бродят "вода и зерно", т.е. в селезенке и
желудке растворяются пища и питье, которые всасываются в виде мельчайших частиц
и перегоняются во флюиды, выполняя функцию материального питания превращений,
дающих чистую кровь. В той же главе указанная способность описана так: "Средний
обогреватель подобен [месту для] замачивания". "Замачивание" - это отображение
материального преобразования перебродивших "воды и зерна" в состояние млечного
сока.
Нижний обогреватель в основном разделяет чистое и грязное, а также выводит
наружу жидкие и твердые отходы обмена веществ: контролирует мочевыделительную
функцию почек и мочевого пузыря, выделительную функцию кишечного тракта. В том
же источнике данное действие определяется так: "Нижний обогреватель подобен
канаве". Термин "канава" имеет значение дренажной системы для постоянной
очистки стекающих вниз жидких отходов и их выведения наружу. За счет этого
тройной обогреватель может транспортировать "воду и зерно", становится
магистральным путем жидкостного обмена. Важно отметить также, что тройной
обогреватель является путем движения изначального ци, поэтому он обладает
способностью управления различными видами ци, распоряжаясь преобразованиями ци
человеческого тела.
Таким образом, главные функции тройного обогревателя: перемещение
изначального ци, транспортировка "воды и зерна", очистка жидких стоков - тесно
связаны с практикой цигуна.
_____
Тройной обогреватель. - Встречаются и другие обозначения этого
квази-органа: "три части туловища" или "три прохода в организме" (имеются в
виду проходы в желудок, в желудочный тракт и в мочевой пузырь). "Сань-цзяо - не
конкретный орган, а обобщение части функций нескольких цзан-фу органов,
находящихся в различных областях туловища. Сань-цзяо выполняет функцию
координирования регуляции деятельности внутренних органов..." (см.: Ху Айминь,
Сюе Цзе. Основы теории китайской традиционной медицины и чжэнь-цзю терапии. -
Харбин: Хэйлунцзянский институт китайской традиционной медицины, 1988. - С. 24).
В "Нань цзине", глава "Трудность тридцать восьмая"... глава "трудность
шестьдесят шестая". - К сожалению, мы не можем полностью согласиться с
интерпретацией этих двух фрагментов в книге Д.А. Дубровина "Трудные вопросы
классической китайской медицины" (Л.: АСТА-пресс, 1991. - С. 147, 193), который
называет "три обогревателя" ("тройной обогреватель") "источником жизненной силы
ци". Сам этот орган субстанцию не воспроизводит, а лишь передает другим
внутренним органам.
18. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ КАНАЛАМИ И КОЛЛАТЕРАЛЯМИ (ЦЗИН-ЛО). КАК ОНИ СВЯЗАНЫ С ЦИ
Каналы и коллатерали* - главные магистрали, по которым осуществляется
транспортировка ци, крови и флюидов человеческого тела. Это пути, которые
пронизывают все тело и связывают между собой его различные части, создавая
единое целое. Например, в "Каноне трудностей" говорится: "Каналы двигают ци и
кровь*, разносят инь и ян, способствуют расцвету тела".
Канал
|
|