Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: МЕДИЦИНА :: Нетрадиционная :: Ци-Гун :: Линь Хоушен, Ло Пэйюй - Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 161
 <<-
 
нция крови, которая двигается по каналам и коллатералям и 
управляет движением крови по кровеносным сосудам.
    "Нань цзин". - "Нань цзин" ("Канон о трудностях"), классическое сочинение 
китайской медицины, написанное в форме объяснения и развития отдельных 
положений ("трудностей") "Канона о внутреннем" и, как и последний, состоящее из 
81 главы. Точное время написания неизвестно, называется период от конца 
Восточного Чжоу до начала Хань (перевод и подробное толкование "Наньцзина" см.: 
Дубровин А.П. Трудные вопросы классической китайской медицины. - Л.: АСТА-пресс,
 1991).
    "Ци обдувает, кровь обрызгивает". - Значение данного устойчивого выражения 
- помогать друг другу, выручать друг друга. Восходит к высказыванию "Чжуан-цзы" 
о рыбах, которые, оказавшись на суше, помогали друг другу выжить, обдувая друг 
друга и обрызгивая молоками (см.: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, 
диалектики древнего Китая. - М.: Наука, 1967. - С. 208). Д.А. Дубровин не 
увидел в этом фрагменте цитату из "Чжуан-цзы" и потому перевел его так: "Ци 
управляет дыханием, а кровь управляет увлажнением (тканей)" (см.: Дубровин А.П. 
Трудные вопросы классической китайской медицины. - Л.: АСТА-пресс, 1991. - С. 
117). Как ни парадоксально, такой перевод тоже возможен и не противоречит 
смыслу.
     Тесная связь между ци и кровью, их крайне важная роль в жизнедеятельности 
человека. - В "Хуайнань-цзы" по этому поводу сказано: "Кровь и эфир - это 
основа жизни человека, пять органов - это семя жизни. Поэтому если ци и кровь 
удерживаются внутри, не переливаясь вовне, то внутреннее оказывается 
наполненным, а желания и страсти сокращаются" (см.: Древнекитайская философия: 
эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. - М.: Наука, 1990. - С. 56).
        
        
        
15. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ПЛОТНЫМИ И ПОЛЫМИ ОРГАНАМИ (ЦЗАН-ФУ). КАКАЯ СВЯЗЬ СУЩЕСТВУЕТ 
МЕЖДУ ЦИ И ПЛОТНЫМИ И ПОЛЫМИ ОРГАНАМИ 
    В китайской медицине научная теория о плотных и полых органах называется 
также концепцией внешнего облика внутренних органов. Пять плотных органов 
(цзан) - это сердце, легкие, селезенка, печень, почки. Шесть полых органов (фу) 
- это желчный пузырь, желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, мочевой 
пузырь, тройной обогреватель. Функцией плотных органов является преобразование 
и накопление цзин и ци; функция полых органов - разложение "воды и зерна" и 
выведение шлаков. Так, в "Простых вопросах" в главе "О различении пяти 
хранителей" ("У цзан бе лунь") говорится: "Так называемые пять хранителей 
сохраняют цзин и ци, но не выделяют из себя; поэтому они наполнены так, что их 
нельзя больше заполнять. Шесть полых органов переносят и изменяют субстанцию, 
но не накапливают; поэтому их можно заполнять, но нельзя наполнить". Таковы 
различия в физиологических функциях пяти плотных и шести полых органов*. 
    Функциональное воспроизводство плотных и полых органов опирается главным 
образом на ци этих органов. Что же называется "цзан-фу ци"? Название "ци 
плотных и полых органов" ("цзан-фу ци") относится к истинному ци в тот период 
времени, когда, пройдя через каналы и коллатерали, оно достигает этих органов 
либо исходит из них. К примеру, если у какого-нибудь человека истинное ци в 
недостатке, то и цзан-фу ци тоже ослаблено, что неизбежно уменьшает функцию 
этих органов. В частности, недостаток ци сердца может вызвать раздражение, 
учащенное сердцебиение, бессонницу, мелькание сновидений и другие невротические 
симптомы; в тяжелой форме это может быть выражено в летаргии, потере сознания, 
слабоумии, бреде, диких воплях и других болезненных проявлениях психического 
расстройства. Кроме того, недостаток ци сердца способствует застою прохождения 
крови, что проявляется в синюшном цвете лица, холоде в четырех конечностях, 
вплоть до появления таких симптомов, как головокружение, нервное истощение, 
короткое дыхание, потливость. 
    Если недостает ци легких, то может ослабнуть дыхательная функция, что, в 
свою очередь, может повлиять на образование истинного ци. Это ведет к нехватке 
различных категорий ци во всем теле, проявляется в общей усталости и бессилии, 
коротком дыхании, беспричинном потовыделении и других симптомах. Если ци легких 
утрачивает свою роль жидкостной регуляции, то может образоваться закупорка фибр 
и пор (кожи), которые перестанут пропускать пот, и т.п. При утрате ци свойства 
опускаться вниз может возникнуть водянка, энурез, малое количество мочи. 
    По поводу ци селезенки и желудка Е Тяньши, живший при династии Цин, 
говорил: "Всасывает пищу в основном желудок; переносит и перерабатывает в 
основном селезенка; селезенка должна поднимать вверх, что обеспечивает 
здоровье; желудок должен опускать вниз, что обеспечивает гармонию". Селезенка 
поднимает "чистые ци" (цин ци) - тонкие ци "воды и зерна"; желудок опускает 
"грязные ци" (чжо ци). Если чистые ци не поднимаются, то тогда грязные ци могут 
не опускаться; и наоборот, если грязные ци не опускаются, то это может повлиять 
на поднятие вверх чистых ци. В результате могут появиться такие болезненные 
симптомы, как отсутствие аппетита, переполнение желудка, тошнота, отрыжка, 
плохое пищеварение, диарея, обложенный язык и др. 
    В целом недостаток ци плотных и полых органов может привести к неизбежному 
разрегулированию функций соответствующих органов, вызвать различные заболевания.
 Для того чтобы усилить цзан-фу ци, необходимо увеличить концентрацию, 
транспортировку и накопление истинного ци. Только выполняя упражнения цигуна, 
можно усилить функции истинного ци. 
_____
     Различия в физиологических функциях пяти плотных и шести полых органов. - 
Следует всегда помнить, чт
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 161
 <<-