|
ных за питание тела (см.: Вогралик В.Г.
Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. - М.: Медгиз, 1961. - С. 46-48).
Орхидейные покои. - Орхидея - распространенный буддистский символ. Название
"Орхидейные покои" употреблялось для обозначения буддистского храма.
Чжу Даньси (1281-1358). - Учился у неоконфуцианских философов; в своей
медицинской практике проповедовал теорию умеренности и воздержания (см.:
Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С.
106-108; Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. - М.:
Медгиз, 1961. - С. 48, 49).
9. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДА МИН И ЦИН
В середине правления династии Мин Сюй Чуньфу составил "Энциклопедию древних
методов медицины" ("Гу фа и тун да цюань"), в которой обобщил определенный опыт
врачей прежних времен по практике цигуна. Он также доказал, что начиная с эпохи
Сун-Юань методика "взращивания жизни" стала изучаться в качестве одной из 13
признанных научных дисциплин.
Ли Шичжэнь* в сочинении "Исследование восьми чудесных каналов" ("Цицзин ба
май као") писал: "Только тот, кто [неоднократно] возвращается к наблюдениям,
может ясно отразить скрытые пути во внутренней обстановке". Он указал на тесную
связь практики цигуна с теорией каналов и коллатералей.
Цао Юаньбо в книге "Тайны сохранения жизни" ("Ян шэн би яо") представил 46
видов движений лечебного даоинь. Он уделил особое внимание одновременному
выполнению движения и пребыванию в состоянии покоя, конкретизировал методы
цигуна, приведенные в книге господина Чао о происхождении болезней.
Чэнь Цзижу в сочинении "Поверхностный разговор о взращивании жизни" ("Яншэн
фу юй") утверждал, что цзин, ци и шэнь являются главной продукцией и главным
лекарством для организма. Основные рецепты долголетия - это "сохранять цзин",
"обогащать ци", "взращивать шэнь". Он высказал точку зрения о том, что в
практике цигуна различаются пустое и заполненное, холодное и жаркое. В
соответствии с опытом лечения он заключил: "Корень лечения болезней в способе
движения. Болезни пустоты требуют специального связывания, укрепления воли;
концентрируемое внутри воздействие используется для наполнения. Болезни
заполненности требуют массажа и даоинь, вдыхать надо сильно и фиксирование;
направленное наружу воздействие используется для рассеивания. Все болезни с
жаром требуют выдыхать старое и вдыхать новое, чтобы входило через рот, а
выходило через нос, что способствует охлаждению; болезни холода требуют
сохранения ци и задержки дыхания, чтобы сознанием породить огонь, что
способствует согреванию. С помощью этих четырех способов можно кратчайшим путем
достигнуть излечения, оставив далеко позади лечение лекарствами, получаемыми из
трав, деревьев, металлов и минералов".
Чжэн Цзинюэ* в трактате "Канон категорий" ("Лэй цзин") писал: "Некто,
стремящийся овладеть жизнью, должен для этого ясно регулировать ци...", тем
самым однозначно провозгласив связь "взращивания жизни" и регулирования ци.
Сочинение Фу Жэньюя "Драгоценное письмо о пристальных наблюдениях" ("Шэнь
ши яо хань") является самой ранней записью о лечении катаракты методами цигуна
с использованием "шестисловного заклинания"; оно сохранило свое научное
значение вплоть до наших дней.
Ван Кэнтан* в сочинении "Точно определенные симптомы и лечение" ("Чжунь шэн
чжэн тай") в разделе "О болезнях слепоты" ("Лунь цин ман чжэн") говорил: "Если
некто сохраняет истинное ци, следуя Пустоте, удерживает изначальное ци, строго
придерживаясь Единого, то обычно, хоть и не лечился, но болезнь проходит". Он
также указывал на то, что упражнениями можно врачевать болезни потери зрения.
Определенным мастерством в практике статических, сидячих форм цигуна
обладал Ван Янмин*, автор книги "Записки, посвященные обучению" ("Чуань си лу"),
который преподавал эту практику своим ученикам.
В начале династии Цин Ван Жэньань приложил к своему труду "Сборник
медицинских рецептов с пояснениями" ("И фан цзи цзе") главу "Лечение без
лекарств" ("У яо юань цюань"), в которой свел вместе некоторые виды упражнений,
разработанных учителями-предшественниками. В числе прочего там содержится такая
запись: "Методика регуляции дыхания не ограничивается во времени; следует сесть
свободно, выровнять тело так, чтобы не облокачиваться и не сгибаться,
расстегнуть одежду и ослабить пояс; в действиях достигать слаженности,
несколько раз повращать языком во рту; понемногу выдохнуть грязные ци; также
мало-помалу вдохнуть носом, повторить либо три-пять раз, либо один-два раза;
имеющуюся слюну проглотить; несколько раз ударить зубами друг о друга; оба
глаза прикрыты, как бы подернуты дымкой. Постепенно дыхание регулируется, не
являясь ни частым, ни резким; так несколько раз выдохнуть и несколько раз
вдохнуть, с одного до 10, с 10 до 100, сознательно контролировать счет и не
допускать сбоя".
В начальной главе труда Чэнь Цзиньао "Книга господина Чэня о почитании
жизни" ("Чэнь ши цзунь шэн шу") описаны общие методы движения, причем особое
внимание уделено упражнению ци. Всего выделено 12 движений. Например, "если у
кого-либо в теле нет даже и малой капли быстроты, то ему надо двигаться
стремительно; если долго избегать [быстроты], то застой, накапливаясь,
превращается в большую болезнь"; "во время передвижения надо [отрешиться] от
окружающих людей и от себя самого, применять спокойное дыхание". Автор также
указал способы избавления от посторонних мыслей: "все чувства собрать воедино,
сконцентрировать их в од
|
|