|
почкам, всхлип [си] - к тройному обогревателю... В
большинстве случаев шести дыханий недостаточно, но ощущение перекрытое уходит,
боль в данном органе прекращается...".
О "глотании ци": "... Метод глотания ци... один получает питание из семян,
другой пьет слюну из нефритового озера либо [использует] методы туна (выдыхать
старое, вдыхать новое) - даоинь - аньцяо, либо закрывает все проходы. Как
правило, ци накапливается с помощью формы (тела), а форма заполняется ци. Если
ци и форма находятся в соответствии, то естество долговечно...".
Среди сочинений этого периода, специально посвященных "взращиванию жизни",
можно назвать "Записки о вскармливании [здоровья] по четырем сезонам" ("Сы ши и
ян лу") Чжао Цзыхуа и "Новую книгу о продлении жизни и поддержке в старости"
("Шоу дань ян лао синь шу") Чэнь Чжэня. Также и Су Дунпо* обобщил
предшествующий опыт практики цигуна, добавил к нему свой личный опыт и на этой
основе написал специальное сочинение, которое впоследствии вошло в книгу "Самые
лучшие рецепты господина Су" ("Су чэнь лян фан").
Лу Ю* написал стихотворение с близким описанием деталей: "Сердце словно в
омуте, спокойствие - ни ветерка. Пока сижу, уже совершил несколько тысяч вдохов
и выдохов. Ночь наполовину прошла, и вдруг случилось удивительное дело. Увидел,
как над могучими валами взошло солнце".
В стихотворении показаны специфические ощущения человека, погрузившегося в
состояние покоя.
Чжан Аньдао в сочинении "Секреты яншэн" ("Яншэн цзюэ") пишет: "Каждую ночь
после третьей стражи (с 23 часов до 1 часа ночи) следует набросить на себя
одежду, лицом повернуться на восток или юг, сесть, поджав ноги калачиком, 36
раз постучать зубами друг о друга, крепко сжать их, прекратить дышать,
внутренне сосредоточиться на пяти плотных органах... дождаться момента, когда
живот наполнится ци; к тому времени, когда дыхание отрегулируется, языком
надавить на губы и зубы, омыть их изнутри и снаружи... когда слюна наполнит рот,
следует наклонить голову и проглотить [слюну], таким образом ци войдет в
даньтянь...". Здесь дается детальное описание методики упражнений, сохранившей
определенное научное значение до наших дней.
При династии Южная Сун появилось также сочинение неизвестного автора
"Восемь кусков парчи" ("Ба дуань цзинь") - сравнительно раннее сочинение,
специально посвященное яншэн и даоинь. Утверждают также, что тай-цзицюань
сформировался на основе обобщающих трудов периода династии Северная Сун.
В период Цзинь-Юань Лю Ваньсу* в сочинении "Простые вопросы. Сокровенные
истины о происхождении разных болезней" ("Су вэнь. Сюань цзи юань бин ши")
предложил для использования "шестисловное заклинание" и специально обсудил
способы поддержания жизни. Чжан Цзыхэ в книге "Уход за родственниками в домах
служилых" ("Жу мэнь ши цинь") изложил способ выдувания ци для лечения внешних
повреждений: "Подумать про себя о восточной стороне, когда встанет солнце,
начать получать ци [ртом], а затем выдувать на больное место".
Ли Гао* в сочинении "Тайны, хранимые в орхидейных покоях"* ("Лань ши ми
цзан") в разделе "О расстройствах от переутомления" ("Лао цзюань со шан лунь")
пишет: "...Если настроение неровное, повседневная жизнь не имеет распорядка,
наличествуют расстройства от переутомления, то все это наносит ущерб ци,
ослабление ци приводит к расцвету [стихии] огня, а расцвет [стихии] огня
умножает [стихию] земли селезенки... [появляется] расслабленность в речах и
движениях, одышка, поверхностный жар, потливость, раздражительность. Во время
болезни необходимо успокоить сердце и сесть спокойно, чтобы питатьци; также
использовать сладкое и холодное, чтобы ослабить огонь; использовать кислое,
чтобы собрать рассеянное ци; использовать сладкое, чтобы тонизировать ци". В
этом отрывке объясняется не только то, что переутомление может довести
селезенку до болезни, но и то, как во время страданий можно излечиться,
"успокоив сердце и сев спокойно". Это способ комплексного применения цигуна и
лекарственных средств.
Чжу Даньси* в сочинении "Недосказанное рассуждение о постижении природы
вещей" ("Гэ чжи юй лунь") исследует следующие вопросы: "онемение, закупорка,
холод, вызванные застоем ци, лечатся с помощью даоинь"; "предписывая следовать
четырем временам года, регулируя дыхание и состояние духа, можно излечить
основу болезней". Таким образом, он разъясняет применение упражнений по
"регулированию дыхания и состояния духа", а также способы "взращивания"
правильного (здорового) ци (чжэн ци) для лечения основы болезней, дает верное
истолкование роли цигуна в лечении недугов.
_____
Су Дунпо. - Су Ши (псевдоним Дунпо) (1036-1101), крупнейший литератор,
ученый и чиновник Сунской эпохи. В период реформ Ван Аньши выступил против них,
за что попал в опалу. Сумел вернуться на службу и дослужился до высших чинов
при дворе. Достиг непревзойденного поэтического мастерства, используя
классические стихотворные формы. Как и его младший брат, Су Чэ, интересовался
даосской алхимией и медициной, посвятил этому предмету ряд сочинений (см.: Сюй
Уцэин. Су Дунпо растирает подошвы ног // ЦиС. - 1991. - № 3).
Лу Ю (1125-1210) - выдающийся поэт сунской эпохи. Помимо лирических стихов,
создал образцы патриотической поэзии.
Лю Ваньсу (1120-1200). - Объяснял этиологию болезней на основе теории "пяти
первоэлементов". Стоял во главе "школы охлаждения", которая разрабатывала целую
серию жаропонижающих и мочегонных средств (см.: Алексеенко И.П. Очерки о
китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 100-102).
Ли Гао. - Известен также под именем Ли Дуньюань. Прославился удачной
борьбой с эпидемиями. В своей практике уделял особое внимание укреплению
желудка и обеспечению его нормальной деятельности, поддерживанию функции
селезенки как органов, ответстве
|
|