|
, но также религию и философию. Мы
употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих
такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни.
Все жизненное путешествие рассматривается Аюрведой как священное. Слово
«философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием,
чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине,
как она выражена в жизни.
Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья.
(Слово Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат - истина и кхья - знание).
Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно
связана с Аюрведой.
Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем
религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они
проявили истину в своей жизни. Аюрведа - это наука о повседневной жизни, и эта
система знания развивалась благодаря философским и религиозным прозрениям риши.
Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая
энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что
источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде
мужской и женской энергии - Шива и Шакти.
Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа1, или
элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух, является 25
принципом.
Пуруша - это мужское начало, а Пракрити - женское начало. Пуруша входит в
лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию
формируется все многообразие Вселенной. Высший Дух - Един, но, желая стать
многим, Он умножает себя. Таким образом. Вселенная - это дитя, рожденное из
лона Пракрити, Божественной Матери. Эта глава, являясь трудной для читателей,
не имеющих первоначальных знаний об излагаемом предмете, может быть прочитана с
начала, с конца или с любого места, как будет удобно.
Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает
за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных
признака, модуса - гуны, которые пронизывают всю природу.
Три гуны - это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас
(инерция). Эта триада - основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в
балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун,
порождающее эволюцию Вселенной.
Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый
Махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем эго проявляется в пяти
чувствах (танматра) и в пяти органах действия. Таким образом, с помощью саттвы
создается органическая вселенная. Затем это же эго проявляется в пяти основных
элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.
Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от
несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны обретает счастье и
знание. Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и
вожделений; из-за влияния раджаса человек привязан к действиям и результатам
деяний. Следствие влияния тама-гуны - безумие, леность и сон.
Проявление гуны благости можно ощутить, когда все существо освещено
знанием, чистотой и здоровьем. Гуна страсти ощущается по возрастанию
привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым
стремлениям. Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак,
бездеятельность, безумие и иллюзию.
Раджас - это кинетическая творящая энергия, тамас - разрушительная или
потенциальная энергия, а саттва - это состояние гармонии. Саттва-гуну
контролирует Вишну, раджас-гуну - Брахма, а тамас-гуну - Шива.
КАРТА 1
ФИЛОСОФИЯ ТВОРЕНИЯ САНКХЬЯ
Пуруша - духовное начало вне причин и следствий, вне времени и
пространства. Пуруша - чистое бытие. Пракрити - творящая сила в действии,
источник формы, проявлений и качеств природы. Махат - Космический Разум или
буддхи, аханкара - ложное эго, сознание «Я есть». Саттва - устойчивый чистый
аспект, пробуждение, сущность и свет. Раджас - динамическое движение. Тамас -
статика, потенциальная энергия, инерция, темнота, неведение и материя.
Органы чувств восприятия, познания:
уши,
кожа,
глаза,
язык,
нос.
Пять моторных органов - органы действия:
рот,
руки,
ноги,
гениталии,
анус.
Ум – Орган действия и восприятия
Звук – гуна эфира
Касание – гуна воздуха
Зрение – гуна огня
Вкус – гуна воды
Запах - гуна земли
Органическое
Неорганическое
Предмет науки
Аюрведа является холистической системой медицины, широко
|
|