|
молотом плющил
голову змею,
бил волчьему брату
в бугрище волос.
Кольчатый взвыл,
аж лед раскололся,
древняя вся
земля всколебалась,
на дно морское
канула рыба.
Хюмир и Тор ловят мирового змея. Иллюстрация к «Младшей Эдде» (1760 г.).
В поединках Тора с Йормунгандом отчетливо выступает реконструированный
индоевропейский мифологический сюжет о борьбе бога-громовника со змеевидным
противником. В.В. Иванов и В.Н. Топоров видят в этой борьбе основной сюжет
индоевропейской мифологии: «Громовержец обычно находится наверху — на небе, на
горе, на скале, на вершине дерева, в дубовой горной роще [Тор, как убедительно
доказывают археологические данные, был связан с культом дуба. —
Ред
. ]
…
Противник громовержца находится внизу — под горой, под деревом, у воды. Этот
противник предстает в виде существа змеиной породы. Громовержец преследует его,
убивает, рассекая на части и разбрасывая их в разные стороны, после чего
освобождает скот и воды. Начинается плодоносящий дождь с громом и молнией».
В скандинавской мифологической традиции поединок громовержца со змеем, впрочем,
трансформировался в богатырское деяние, достойное культурного героя, — в
схватку с хтоническим чудовищем, которое покушается на упорядоченность
мироздания. Вполне возможно, змееборство Тора — своего рода мифологический
прообраз поединков с драконами, известных из германо-скандинавского
героического эпоса: в таких поединках участвовали герой одноименной
англосаксонской поэмы Беовульф, а также скандинавские Сигмунд и его сын Сигурд
(германские Зигмунд и Зигфрид).
* * *
Еще одним скандинавским богом с функциями культурного героя является «страж
Бивреста» Хеймдалль. Согласно «Песни о Риге», не входящей в основной корпус
эддических песней, Хеймдалль установил среди людей первые правила социальной
организации; возможно, именно поэтому в зачине «Прорицания вельвы» люди названы
«чадами Хепмдалля».
Назвавшись Ригом, Хеймдалль странствовал среди людей и пришел на некий двор,
где обитали «прадед с прабабкой» (Аи и Эдда):
Риг им советы
умел преподать.
Пробыл он там
три ночи подряд;
и снова пошел
серединой дороги;
девять прошло
после этого месяцев.
Родила она сына,
водой окропили,
он темен лицом был
и назван был Трэлем…
[40]
От Трэля, который был «морщинист, сутул и лицом безобразен», и его жены Тир
(«рабыня»), «девы с кривыми ногами», ведет свое начало род рабов — низшей
«касты» скандинавской социальной структуры.
Затем Риг пришел на двор, где обитали «бабка и дед» (Афи и Амма).
Риг им советы
умел преподать…
|
|