Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Скандинавии :: Кирилл Королев - Скандинавская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 211
 <<-
 
Когда же кровожадные карлики убили и великана Гиллинга, им пришлось заплатить 
виру (выкуп за убийство) сыну убитого Суттунгу и отдать тому мед поэзии. 
Суттунг укрыл сосуды с медом в скале, а сторожить их поставил свою дочь Гуннлед.
 Один обманом поступил в услужение к Бауги, брату Суттунга, и выговорил себе 
наградой за службу глоток меда. Впрочем, Суттунг не принял договора Одина с 
Бауги, и тогда бог буравом Рати пробурил скалу, в обличье змеи проник в 
отверстие и провел три ночи с Гуннлед, а затем, с разрешения дочери великана, 
тремя глотками осушил три сосуда с медом. Выбравшись из скалы, он превратился в 
орла и улетел в Асгард, где и выплюнул весь мед в чашу. Как заключает «Младшая 
Эдда», Один отдал мед асам и «тем людям, которые умеют слагать стихи»
[37]
.

Исследователи видят параллель между мифами о получении рун и о добывании меда 
поэзии. В обоих случаях результатом является обретение мудрости. Гора, в 
которой Суттунг скрывал сосуды с медом, может толковаться как вариант мирового 
древа, тем паче что Один, добывая мед, принимает образы тех животных (орла и 
змеи), которые связаны с мировым древом.



Квасир.
Иллюстрация к «Младшей Эдде» (1760 г.).


Мед поэзии, этот «экстатический источник мудрости и обновления жизненных и 
магических сил» (Е.М. Мелетинский), обладает несомненным сходством с
нектаром,
который пьют греческие боги, с
амритой
— священным напитком индийских богов, и
хаомой
— священным напитком богов иранских. Кроме того, этот священный мед является 
источником жизни в скандинавском мифологическом мироздании: недаром в песнях 
«Старшей Эдды» подчеркивается, что ствол и листья Иггдрасиля покрыты медвяной 
росой, что мед пьют бог Хеймдалль и великан Мимир, что медвяным молоком козы 
Хейдрун поят эйнхериев в Вальхалле.


Когда Одину что-нибудь нужно, он (и в этом они весьма схожи с Локи) готов 
добиваться цели любыми средствами. Миф о добывании меда поэзии — характерный 
тому пример. Одина никак нельзя назвать справедливым богом или богом 
добродетели; он коварен и даже злонамерен. Среди исследователей встречается 
гипотеза, что Один «приложил руку» к убийству любимого всеми асами своего сына 
Бальдра; высказывались мнения, что слепой бог Хед, поразивший Бальдра, — 
ипостась самого Одина, указывали и на тесную связь между Одином и Локи,

подговор
ившим Хеда вы

стрелить в Бальдра.




Тор с молотом Мьелльнир. Бронзовая статуэтка (X в.).

И тем не менее, несмотря на свое двуличие и эгоизм, Один — верховный бог 
скандинавского пантеона, божество войны и военной дружины, бог, решающий судьбы 
воинов, дарующий победы и поражения, покровитель героев и родоначальник 
нескольких знатных родов (датский королевский род Скьельдунгов, род Вельсунгов, 
из которого происходил Сигурд), учредитель воинских инициаций, бог неба, 
олицетворение духовной власти и мудрости по трехчленной структуре 
индоевропейских мифологий, выделенной Ж. Дюмезилем.
Совсем другой характер у прямодушного и доблестного Тора. Тор — бог грома и 
молнии, обладатель чудесного молота Мьелльнир, которым он побеждает чудовищ, 
норовящих уязвить богов и людей. Этот молот, как и другие сокровища богов, 
выкован цвергами; само название молота — Мьелльнир — этимологически 
тождественно русскому «молния». Священные животные Тора — козлы, двое козлов 
влекут его упряжку, их имена — Тангниостр и Тангриснир; в том, что бог грозы 
владеет козлами, исследователи видят причастность бога-громовника к плодородию 
(козел — олицетворение любострастия и земного плодородия).

В мифах Тор выступает как защитник Асгарда и Мидгарда, он не «меняет сторон», 
как Один или Локи, для него невозможны союзы с йотунами (хотя, впрочем, одного 
из своих сыновей, а именно Магнии, он зачал с великаншей Ярнсаксой). Как 
бог-защитник, Тор в известной степени примеряет на себя функции культурного 
героя, наподобие греческого Геракла: он сражается с хтоническими чудовищами, 
олицетворяющими хаос, и тем самым способствует
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 211
 <<-