|
«пьет мудрый Мимир
мед ежеутренне
с Одинова заклада» —
можно толковать и так, что это Мимир приобщается к мудрости, исходящей от глаза
Одина). По другой версии мифа, ради великанской мудрости Один принес самого
себя в жертву и провисел девять дней, пронзенный собственным копьем, на ясене
Иггдрасиль. В итоге этой шаманической инициации (не будем забывать, что Один —
бог-колдун, носитель магии
гальдр
) он получил право испить священного меда из рук своего деда, хримтурса
Бельторна, после чего Бельторн передал внуку магические руны:
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул.
Девять песен узнал я
от сына Бельторна,
Бестлы отца,
меду отведал
великолепного,
что в Одрерир налит.
Руны найдешь и
постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги и
Один их вырезал.
Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться
и жертвы готовить?
Умеешь раздать?
Умеешь заклать
[36]
?
Мед поэзии — еще одно деяние культурного героя — Один добыл, соблазнив дочь
хранителя меда, великана Суттунга. Наиболее подробно миф о меде поэзии изложен
в «Младшей Эдде».
По мифу, после войны асов с ванами боги в знак вечного мира смешали в чаше свою
слюну и создали из нее Квасира — «наполовину вана». Этого Квасира впоследствии
убили карлики Фьялар и Галар, которые из его крови, смешанной с пчелиным медом,
приготовили мед поэзии и разлили его в три сосуда — Одрерир («приводящий дух в
движение»), Сон («кровь») и Бодн.
Б. Фогельберг. Один (ок. 1890 г.).
|
|