|
альвам), подняли в небо светила и установили ход времени. Как говорится в
«Младшей Эдде», «они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие
же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь.
И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам».
Следующим деянием богов было оживление первых людей. На сей раз Одину помогали
Локи (Лодур) и Хенир, вместе с которыми Отец богов странствовал по свету
(впрочем, в «Младшей Эдде» утверждается, что и это деяние Один совершил вместе
с Вили и Ве). В «Старшей Эдде» оживление людей описано так:
Как-то раз вышли
три аса к морю,
благие, могучие
шагали по свету,
нашли на отмели
двух неживущих,
Аска и Эмблу,
Судьбы не обретших, —
Души не имели,
ума не имели,
ни крови движенья,
ни цвета живого:
душу дал Один,
разум дал Хенир,
кровь же
дал Лодур
и цвет живого…
[35]
В этом мифе присутствует один из наиболее распространенных мифологических
мотивов — «доделывание» незавершенных существ, в данном случае — древесных
прообразов. В известной степени можно сказать, что уже здесь, фактически на
заре творения, Один приобретает, в дополнение к божественным, функции
культурного героя. Что касается «древесности» первых людей, можно предположить
неявную связь между ними и мировым древом ясенем Иггдрасиль; по крайней мере,
Аска вполне возможно толковать как побег или ветку мирового древа. Любопытно,
что душу (которая, собственно, и делает человека человеком) дает первым людям
Один, также связанный с мировым древом.
Один, Тор и Фрейр. Гобелен (XII в.).
Один держит в руках топор и копье, в руках у Тора молот Мьелльнир, Фрейр держит
колос. Стилизованное дерево слева от Одина — ясень Иггдрасиль.
Вообще, Один — центральный персонаж скандинавской мифологии, ее «движущая сила»,
ее «стержень»: никакое мифологическое событие не обходится без его явного или
опосредованного участия. Он — Отец богов и одновременно Всеотец, беспрестанно
вмешивающийся в дела божеств и людей; порой создается впечатление, что он
предпринимает те или иные действия лишь ради того, чтобы не заскучать самому и
не дать заскучать другим. Так, именно по наущению Одина Локи крадет у Фрейи
чудесное ожерелье Брисингамен, за которое потом Локи пришлось сражаться с
Хеймдаллем у камня Сингастейн, причем оба бога приняли обличья тюленей. Именно
Один начал войну между асами и ванами, бросив в ванов свое магическое копье
Гунгнир, обладавшее свойством возвращаться к владельцу после броска, как
бумеранг, и не знавшее промаха. Именно Один затевает распрю конунгов Хедина и
Хегни, в результате которой гибнет дружина Хьяднингов (вариант эйнхериев);
валькирия Хильд, из-за которой и вспыхнула распря, своим колдовством пробуждает
мертвецов, и на следующую ночь они вновь вступают в бой, которому суждено
длиться вечно. Наконец, именно Один ведет Сигурда — героя скандинавского
героического эпоса — к его трагической судьбе.
Один многолик и носит множество имен. Чаще всего его описывают как высокого
старика в широкополой шляпе, закрывающей лицо, и в просторном синем плаще;
впрочем, он с такой легкостью меняет облик, что его, как свидетельствует
эддическая «Песнь о Харбарде», не способен узнать даже его собственный сын Тор.
Как правило, Одина опознают по той самой широкополой шляпе — или по чудесному
восьминогому коню Слейпниру, или же по сопровождающим верховного бога воронам и
волкам. Имена воронов — Хугин и Мунин, то есть «Думающий» и «Помнящий», а имена
волков — Гери и Фреки, то бишь «Жадный» и «Прожорливый». Что же до имен самого
Одина, их перечень содержится в «Речах Гримнира»:
Вот лик свой
|
|