Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Скандинавии :: Кирилл Королев - Скандинавская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 211
 <<-
 
там ткань из человеческих кишок и спели эту зловещую песнь. Кончив ткать, они 
разорвали ткань на части и ускакали в разные стороны.
По всей вероятности, к дисам принадлежит и вельва — пророчица, которую Один 
вызвал из могилы, чтобы узнать у нее об участи Бальдра; «Прорицанием вельвы» — 
песнью, в которой излагаются космогония и эсхатология скандинавского 
мифологического мироздания, — начинается «Старшая Эдда».
* * *
Многообразие персонажей скандинавской мифологической системы лишь на первый 
взгляд представляется хаотическим, лишенным какой бы то ни было структуры. 
Центральными персонажами этой мифологии, ее «осью», безусловно выступают 
боги-асы, вокруг которых выстраиваются все мифологические сюжеты. Как писал Е.М.
 Мелетинский, «боги противостоят враждебным хтоническим чудовищам и йотунам; 
возвышаются над природными духами альвами и над карликами (цвергами), над 
женскими судьбоносными существами (валькириями и норнами), над земными героями. 
Высший пантеон богов в скандинавской космотеогонии представлен как результат 
объединения двух групп богов — асов и ванов после войны, точнее, как результат 
ассимиляции асами ванов — весьма ограниченной категории божеств, связанных с 
аграрными культами, наделенных магическим и пророческим даром, сакральным 
миролюбием… Во многих текстах боги и асы — синонимы, так как ваническая 
аграрная мифология подчинена одинической, то есть небесно-хтонической, воинской 
и «шаманской» мифологии Одина…»



К. Дилитц. Валькирия (ок. 1890 г.).

Как ясень Иггдрасиль соединяет собой все девять миров, так и боги-асы, прежде 
всего Один, Тор и Локи, выступают связующим звеном различных событий, 
укладывающихся благодаря «посредничеству» богов в единый, выраженно 
эсхатологический сюжет.



Глава 3
РЕЧИ ВЫСОКОГО: о важнейших деяниях богов



Боги и культурные герои. — Сотворение мира. — Оживление первых людей. — 
Многоликий и многоимен- ный Один. — Обретение рун мудрости. — Добывание меда 
поэзии. — Смерть Бальдра и разговор с вельвой. — Тор-защитник. — Возвращение 
Мьелльнира. — Единоборство с Гейрредом. — Скачка Хрунгнира. — Испытания у 
Скрюмира. — Тор и Хюмир. — Странствия Хеймдалля-Рига. — Злокозненный Локи. — 
Строительство Асгарда. — Похищение Идунн. — Перебранка Локи. — Наказание Локи.
 — Понятие судьбы в скандинавской традиции.


Во всякой мифологической системе — будь это мифология индийская, японская, 
мезоамериканская, египетская, классическая, славянская или скандинавская — 
важнейшим божественным деянием является творение мира. За миротворением же 
традиционно следует мироустройство — освоение и обустроение сотворенного 
мироздания.
Не менее традиционно обустройством мира занимаются уже не сами боги, а их 
«младшие помощники» — культурные герои, которые добывают или впервые создают 
для людей разнообразные предметы обихода, устанавливают правила социальной 
организации, обучают ремеслам и т. д. Свою добычу культурный герой, как правило,
 либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, 
которые олицетворяют первоначальный хаос, и способствует тем самым торжеству 
космоса, т. е. установленного миропорядка. Типичные примеры культурных героев — 
греческий Прометей, принесший людям огонь, греческий же Геракл, усмиривший 
хтонических чудовищ (знаменитые двенадцать подвигов Геракла), финский 
Ильмаринен, выковывающий чудесную мельницу Сампо. В некоторых же мифологических 
системах — и, в частности, в скандинавской — подвиги культурных героев свершают 
сами боги: Тор сражается с хтоническими чудовищами, подобно шумеро-аккадскому 
Мардуку, а Один, к примеру, приносит в мир магическую мудрость рун и мед поэзии.


Бог — творит. Культурный герой — добывает. Мифология, объединяющая в «одном 
лице» функции божества и культурного героя, творца и добытчика, тем самым 
приближает богов к бытованию мира, делает их непосредственными участниками 
«цивилизационного процесса», а следовательно, изначально вводит в божественную 
тему творения эсхатологический мотив: боги принадлежат сотворенному ими миру и 
гибнут вместе с ним
[34]
.

* * *
В сотворении скандинавского мироздания участвовали трое богов — Один и его 
братья Вили и Ве, которые в дальнейшем не упоминаются. Они создали мир из 
расчлененного тела инеистого великана Имира, дали жизнь цвергам (и, возможно, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 211
 <<-