|
Адам Бременский о религиозном культе скандинавов. — Тор, Один и Фрейр. — Один и
Тюр. — Асы и асиньи. — Асы и ваны. — Йотуны. — Потомки йотунов. — Хтонические
чудовища. — Локи и его двойственная природа. — Фенрир. — Цверги. — Цверги и
карлики. — Богини судьбы. — Валькирии. — История Брюнхильд.
Средневековый немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) в своем сочинении
упомянул о главном святилище свеонов, то есть шведов, в Упсале, неподалеку от
Сиктоны (Сигтуны). Поблизости от святилища, по словам Адама, растет дерево
неведомой породы, зеленеющее зимой и летом, а рядом находится источник, в
котором свеоны совершали человеческие жертвоприношения. Сам же храм «весь
украшен золотом, а в нем находятся статуи трех почитаемых народом богов. Самый
могущественный из их богов — Top — восседает на престоле в середине парадного
зала, с одной стороны от него — Водан, с другой — Фриккон. Вот как
распределяются их полномочия: «Тор, — говорят свеоны, — царит в эфире, он
управляет громами и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Водан,
что означает «ярость», — бог войны, он возбуждает мужество в воинах,
сражающихся с неприятелем. Третий бог — Фриккон — дарует смертным мир и
наслаждения. Последнего они изображают с огромным фаллосом. Водана же свеоны
представляют вооруженным, как у нас обычно Марса. А Тор напоминает своим
скипетром Юпитера.» Ко всем их богам приставлены жрецы, ведающие племенными
жертвоприношениями. Если грозит голод или мор, они приносят жертву идолу Тора,
если война, Водану, если предстоит справлять свадьбы, Фриккону».
Описание Адама весьма любопытно. Во-первых, из него следует, что во главе
шведского пантеона (и это подтверждается археологическими находками — амулетами
в форме молота Тора) стоял не Один, а Тор: для населения «внутренней» по
отношению к «внешним» Дании и Норвегии Швеции грубоватый и искренний
Тор-защитник был ближе и понятнее, чем воинственный и двуличный Один
[25]
. Во-вторых, «распределение функций» между богами в описании Адама вполне
соответствует выведенной французским исследователем Ж. Дюмезилем трехчленной
структуре социальных функций индоевропейских божеств: Тор в данном случае
олицетворяет духовную и юридическую власть, Один — воинскую функцию, а Фриккон
(очевидно, Фрейр) — богатство и плодородие.
Впрочем, триада Тор — Один — Фрейр характерна для позднего периода
скандинавского язычества; первоначально ее, по-видимому, составляли Тор, Фрейр
(или Ньерд) и Тюр (Тивас, или Тиу, имя которого этимологически соответствует
индоевропейскому Дьяусу; от последнего, в частности, «произошел» Зевс). Причем
в «исконном» варианте триады Тор как бог грома и молнии, тождественный
индийскому Индре, олицетворял воинскую силу, Фрейр — плодородие и богатство, а
Тюр — власть. Однако с развитием культа Одина и усилением «одинического»
элемента в скандинавской мифологии Тюр был вынужден уступить свое место в
триаде Одину, исходно — покровителю воинских союзов и богу-колдуну. Как писал Е.
М. Мелетинский, «превращение Водана-Одина в небесного и верховного бога связано
не только с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса бога —
покровителя военных дружин., но и с расщеплением первоначального представления
о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мертвых для избранных
— смелых воинов, павших в бою. В качестве «хозяина» такого воинского рая Один
оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснил и Тюра, и Тора в
функции богов неба и войны. Процесс превращения Одина в верховного небесного
бога. завершился в Скандинавии (начавшись в германских землях. —
Ред.
). Здесь Один оставил заметные следы в топонимике (главным образом в названиях
водоемов и гор)».
Одина с Тором и Тюром, помимо «совместного членства» в триаде верховных божеств,
объединяет и принадлежность всех этих богов к числу главных божеств
скандинавского пантеона — асов. Кроме Одина, Тора и Тюра, согласно «Эддам», к
асам принадлежат также Хеймдалль, Браги, Хед, Видар, Хенир, Улль, Форсети, Локи,
Вали и Бальдр. «Младшая Эдда» перечисляет и богинь, или асинь: это Фригг, Сага,
Эйр, Гевьон, Фулла, Сьевн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль,
Йорд и Ринд. По своим «сферам влияния» асы и асиньи распределяются следующим
образом:
Один
— верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и
священного знания;
Тор
— сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей;
Тюр
— бог неба, войны и воинских правил;
|
|