|
(«обитель радости») — чертог Одина, часть которого составляет Вальхалла;
Трюмхейм
(«обитель шума») — чертог богини Скади;
Брейдаблик
(«широкий блеск») — чертог Бальдра;
Химинбьерг
(«небесная гора»), стоящий рядом с мостом Биврест, — чертог Хеймдалля;
Фенсалир
(«болотные палаты»?) — чертог Фригг;
Фолькванг
(«поле боя») — чертог Фрейи, где находится «вторая половина» Вальхаллы
[24]
;
Глитнир
(«блестящий») — чертог Форсети;
Ноатун
(«корабельный двор») — чертог Ньерда.
К этому перечню чертогов, известному из «Старшей Эдды», «Младшая Эдда»
добавляет святилище богинь Вингольв.
Кроме того, на небе находится обитель богов-ванов — Ванахейм и обитель светлых
альвов — Альвхейм.
Что касается преисподней, или Нифльхель, сведения об ее устройстве гораздо
более отрывочны, нежели сведения об Асгарде. Нифльхель, подобно Асгарду,
существует в обеих мифологических проекциях мироздания: в вертикальной проекции
он расположен внизу, у корней ясеня Иггдрасиль, а в горизонтальной помещается
на севере. Правит преисподней великанша Хель, по имени которой иногда называют
и сам Нифльхель. О ней в «Младшей Эдде» говорится так: «А великаншу Хель Один
низверг в Нифльхель и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют
у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости.
Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая
Морось зовутся ее палаты, Голод — ее блюдо, Истощение — ее нож, Лежебока —
слуга, Соня — служанка, Напасть — падающая на порог решетка, Одр Болезни —
постель, Злая Кручина — полог ее. Она наполовину синяя, а наполовину — цвета
мяса, и ее легко признать по тому, что она сутулится и вид у нее свирепый».
Перед Нифльхель протекает река Гьелль, через которую переброшен мост,
«выстланный светящимся золотом».
По всей видимости, именно в преисподней находится и обитель темных альвов, или
цвергов; во всяком случае, известно, что цверги живут под землей и боятся света
(луч солнца обращает цверга в камень).
«Вне пространства», то есть вне горизонтальной и вертикальной проекций
скандинавского мифологического мироздания, находятся две местности,
существовавшие еще до начала времен, — огненный край Муспелль и ледяной край
Нифльхейм с потоком Хвергельмир, или Эливагар. О Муспелле известно только то,
что это край огня, расположенный где-то на юге; в этом краю обитает огненный
великан Сурт, с которым в Рагнарек сразится бог Фрейр. Нифльхейм — край мрака,
испарения ядовитых рек которого оседали инеем в мировой бездне Гинунгагап.
* * *
От полной бесформенности и неопределенности изначального хаоса к всеобъемлющей
упорядоченности и структурированности божественного и людского космоса — такова
«генеральная линия развития» скандинавской мифологии. Мировая бездна Гинунгагап
заполняется пространством и временем, в ней создаются земля и небо, возникают
стороны света и центр, олицетворенный в образе мирового древа Иггдрасиль.
«Неосвоенным», «чуждым», хаотическим остается лишь Утгард, или Йотунхейм, —
обитель великанов где-то на севере или на востоке, да Мировой океан, в котором
плавает змей Йормунганд; все прочее пространство мироздания освоено и описано,
можно даже сказать, каталогизировано. Природа, воплощенная в хаосе, уступает
место культуре, воплощенной в деяниях богов.
Глава 2
DRAMATIS PERSONAE: скандинавский пантеон, помощники богов и их враги
|
|