|
Кирилл Королев
Скандинавская мифология. Энциклопедия
Викинги некогда приводили в трепет всю Европу. Начав с покорения ближайших
соседей, норманны, то есть «северные люди», ни много, ни мало изменили «вектор
цивилизации». Юг нес на Север утонченность культуры, многочисленные технические
достижения и религию Белого Бога; Север же коренным образом изменил этническую
карту Европы, наладил морские коммуникации с опорой на Балтику и Северное море
— и утвердил на пространстве от Тронхейма до Таррагоны и от Новгорода до
Нормандии свой кодекс чести и свою веру, которая позднее стала именоваться
«мифологией викингов».
Одноглазый хитрец Один и могучий Тор, коварный насмешник Локи и прекрасная
Фрейя, светлый бог Бальдр, мировой змей Йормунганд и многие, многие другие —
все это мифопоэтическая традиция Севера, иначе — скандинавская мифология.
ПРЕДИСЛОВИЕ
МИФОЛОГИЯ ВИКИНГОВ: героический Север и его предания
Всякая мифология — плоть от плоти народа, ее создавшего. В ней, как в зеркале,
отражаются характер народа-родителя, ценности, которые он превозносит и лелеет,
— и антиценности, им порицаемые и отрицаемые; также мифология, точнее, самый
ее дух, находится в непосредственной связи со средой обитания народа-мифотворца.
И весьма любопытно сравнивать между собой мифологические системы разных
народов, обнаруживая в последних упомянутые выше соответствия и
противопоставления. Особенно богатый материал для сопоставлений подобного рода
дает Европа — по причине своей компактности в сравнении с другими материками.
Чем дальше на север от колыбели цивилизации — Средиземноморья, — тем суровее
становится дух мифологии, тем жесточе делаются боги, кровопролитнее битвы,
трагичнее конфликты и безнадежнее судьбы. И своего апогея это «нарастание
драматизма» достигает в мифологии крайнего европейского Севера — в мифологии
скандинавов.
Как писал А.Я. Гуревич в предисловии к русскому изданию «Старшей Эдды» в
«Библиотеке всемирной литературы», «образ мира, выработанный мыслью народов
Северной Европы, во многом зависел от образа их жизни. Скотоводы, охотники,
рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении суровой и
слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко населяла
враждебными силами. Центр их жизни — обособленный сельский двор. Соответственно
и все мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб. Подобно тому как
вокруг их усадеб простирались невозделанные пустоши или скалы, так и весь мир
мыслился ими состоящим из резко противопоставленных друг другу сфер…»
[1]
Достаточно сравнить картину скандинавского мифологического мироздания с
аналогичной картиной, допустим, мифологии греческой, чтобы почувствовать
разницу в мировосприятии народов: студеное безлюдье с редкими хуторами у
скандинавов — и напоенные солнцем, плодородные, густо заселенные земли у греков.
«Несовпадение менталитетов» столь очевидно, что поневоле усомнишься в
правомерности отнесения и греческой, и скандинавской мифологических систем к
общей индоевропейской мифопоэтиче- ской традиции.
* * *
Первые упоминания о Скандинавии в истории Европы относятся к античности.
Древнегреческие моряки рассказывали о плаваниях на север к Фуле Крайней —
вероятнее всего, под Фулой подразумевалась западная часть Норвегии или Исландия.
Для греков Фула означала предел познанного (и познаваемого) мира; она служила
границей Ойкумены. На Фуле, верили греки, обитали загадочные и благословенные
богами гипербореи, у которых, бывало, гостил Аполлон
[2]
.
При этом Фула, несмотря на окружавший самый остров и его жителей ореол
богоизбранности, была для греков варварской землей, подобной Фракии на востоке,
Персии на юге или Иберии на западе. Более того, она находилась в «студеном
поясе», в котором, как учил Аристотель, обыкновенные люди жить не могут —
слишком уж холодно. И это обстоятельство изрядно умерило интерес греков к
новооткрытой территории: остров нанесли на карту — и тем ограничились:
повторить маршрут Пифея, обогнувшего Галлию и Британию и добравшегося до Фулы,
охотников не нашлось. Постепенно Фула словно бы «выпала» из Ойкумены — как
выяснилось впоследствии, на добрый десяток столетий
[3]
.
|
|