Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Распахнитесь, тонки белы саватиночки! 
Покажитесь, телеса мне-ка бездушные! 
Пограничная  роль  образа  дуба  в  мифологической  картине  мира 
обусловила соотнесение его в народных представлениях с идеей смерти. 
Это  прослеживается  в  бытующих  в  современном  языке  словах  и 
устойчивых  сочетаниях  слов,  обозначающих  переход  в  иной  мир: 
«глядеть  в  дуб» —  умирать; «дать  дуба», «одубеть» —  умереть.  Выше уже 
приведены поверья и приметы восточных славян, демонстрирующие 
взаимосвязь  дуба  и  смерти.  В  русских  загадках  смерть  загадывается 
чаще всего через образ дуба: 
На рубеже татарском 
Стоит дуб веретянский, 
Никто не обойдет, не объедет: 
Ни царь, ни царица, 
Ни красная девица. 
Верба  
Верба  по  сию  пору  является  значимым  растением  в  народно-
православной  культуре  русских.  Оно  дало  название «Вербное 
воскресенье»  церковному  двунадесятому  празднику  Входа  Господня  в 
Иерусалим,  отмечаемому  в  последнее  воскресенье  перед  Пасхой. 
Согласно  Евангелию,  Иисус Xристос  направлялся  с  учениками  из 
Вифании,  где  он  воскресил Лазаря,  в Иерусалим,  чтобы  отпраздновать 
там Пасху. На подходе к  городу Xристос увидел привязанного к дереву 
осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде 
воскресения  Лазаря,  восторженно  приветствовали  Спасителя 
пальмовыми  ветвями,  называемыми «ваии»,  и  хвалебной  песней.  На 
дорогу,  по  которой  ехал  Иисус,  люди  бросали  пальмовые  ветви  и 
стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах 
в  день  праздника  принято  освящать  украшенные  ветви  деревьев.  У 
русских  место  пальмовой  ветви  заняла  верба,  а  неделю  перед 
праздником стали называть «Вербной», «Вербницей». 
Представления  о  необычных  свойствах  вербы,  однако,  уходят 
корнями  в  дохристианские,  языческие  времена.  Это  растение,  как  и 
береза,  в  народной  культуре  связывалось  с  идеей  быстрого  роста, 
здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на 
том,  что  верба  раньше  других  растений  распускает  свои  почки. 
Расцветшее  дерево  символизировало  наступающую  весну  и,  согласно 
мифологическому  сознанию,  могло  передать  здоровье,  силу  и  красоту 
человеку и домашним животным. Верба  довольно  широко  использовалась  в  
календарных  обрядах 
русских  крестьян.  Несмотря  на  то  что  Вербное  воскресенье  было 
церковным  праздником,  в  этот  день  совершались  многочисленные 
обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить 
за  вербой  в  лес  было  принято  до  восхода  солнца  в  Лазареву  субботу, 
накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки  зачастую  тут же 
украшали  бумажными  цветами  и  лентами,  но  иногда  это  делали  лишь 
после  их  освящения  или  накануне  Пасхи.  Святить  вербу  ходили  в 
церковь  в  тот  же  день  к  вечерней  службе  или  утром  в  воскресенье. 
Освященные  ветки  ставили  в  переднем  углу  на  божницу  или  клали  за 
иконы,  где они хранились до Егорьева дня или весь  год. В Сибири для 
вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами 
и вешали перед иконой. 
По приходе домой после  освящения  вербы, а иногда прямо  около 
церкви  ею  ударяли  каждого  из  домочадцев,  а  чаще  всего  детей,  как 
считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей 
до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет 
до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или 
давали съесть веточку или почки растения. 
В  среднерусской  полосе,  чтобы  овцы «водились»,  их  кормили 
специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. 
В  некоторых  местах  форму  почек  придавали  ритуальному  печенью, 
которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе 
с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в 
Московской — «барашки», «бабашки»  или «акатушки»,  в  Рязанской — 
«орешки», «кытька».  Печенье  пекли  по  числу  скотины  и  птицы,  а  в 
некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, 
кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут 
по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим». 
Освященные  ветки  повсеместно  у  русских  ставили  и  до  сих  пор 
ставят  в  красный  угол  рядом  с  иконами.  Раньше  вербу  хранили  до 
Егорьева  дня  или  весь  год.  Выбрасывать  ее  после  хлестания  скотины 
считалось  грехом.  Обычно  эти  ветки  втыкали  в  хлеве  под  крышей, «чтобы  
скотина  не  блуждала»,  или  бросали  в  реку, «пуская  по  воде»; 
иногда —  сжигали  в  печи.  У  белорусов  верба  хранилась  весь  год  за 
иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали 
и  у  образов  ставили  новую  освященную  вербу.  При  переходе  в  новый 
дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили 
в новый. 
В  Егорьев  день  во  многих  местностях  вербой  ударяли  каждую 
скотину  во  время  обряда  первого  выгона  на  пастьбу,  а  после  выгона 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-