|
мнимого мужа.
С огнем связывались также некоторые болезни, вызывающие
сильный жар и покраснение человека. Так, хозяйке, которая не оставила
в печи на ночь «еду» для огня, грозило наказание болезнью, которая в
народе называется «вогник» или «летучий огонь» и проявляется в виде
красной сыпи на лице. «Огневицей» именовали одну из двенадцати
сестер-лихорадок; ее представляли в облике женщины, жгущей и
палящей, как огонь, тело больного человека.
Двойственное отношение у крестьян вызывали люди, чья
профессиональная деятельность была связана с огнем: кузнецы и
гончары. С одной стороны, они были чрезвычайно уважаемы, так как
продукты их труда были широко востребованы в каждом деревенском
хозяйстве. С другой стороны, эти профессионалы, как имеющие
отношение к стихии огня, наделялись в народном сознании магической
силой и знанием, недоступным обычному человеку, а потому считались
опасными. Но речь об этих людях будет в другой главе этой книги.
Ветер
Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических
представлениях персонифицируется или наделяется свойствами
демонического существа. В народе его называют «Ветровым»,
«Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской
губернии ветер называли Лукой или Мойсием, а на всей территории
Русского Севера непосредственно для северного ветра было
распространено имя Седориха. Обычай называть ветер человеческим
именем существовал у многих славянских народов.
Традиционные представления о том, каков внешний облик ветра,
делятся на два типа. Согласно первым, ветер невидим, он существует в
природе незримо. Согласно вторым, ветер воплощался в облике
человека, причем мужского пола. Его представляли с большой головой и толстыми
губами. В Новгородской губернии ветер называли
«косоруким». Атрибутом его являлась шапка. Так, поволжцам северо-
западный ветер виделся дедом в изорванной шапке. В разных
местностях он мог представляться в облике и мальчика, и мужчины, а
также всадником и конем. По поверьям, ветер, как человек, может
кататься в повозке, а в Вятской губернии верили, что он может входить в
дом к людям. Архаичный мифологический образ сохранили украинские
поверья, где ветры воплощаются в виде четырех больших человек с
огромными губами и усами, стоящих в четырех концах мира.
В народных представлениях власть повелевать ветрами
приписывается различным божествам и мифологическим персонажам.
Так, в «Слове о полку Игореве» о ветрах говорится, что они —
«Стрибожьи внуки» и подвластны Стрибогу. В русских сказках
повелительницей ветров выступает Баба-Яга. В древних севернорусских
поверьях духи воздушной стихии воплощались в антропоморфных
образах повелителей ветров: Сиверике, Щен-нике, Полуденнике,
Шелоннике. Согласно мифологическим рассказам, ветер сопровождает
лешего, покойника, черта, различную нечистую силу, которые могут
вызывать появление ветра или сами становиться им.
О связи ветра с потусторонним миром свидетельствуют не только
его причастность к архаичным божествам и существам «иного» мира, но
и его местопребывание, о котором можно судить и по традиционным
представлениям, и по указаниям в мифопоэ-тических текстах. Так, в
Вологодской и Тамбовской губерниях местом обитания ветра считался
остров в море или океане — типичные образы «того» света. Вологодской
традиции мифологических рассказов известен образ двенадцати ветров,
называемых «варганами» и прикованных цепями к скале, которая
находится на острове среди океана; когда какому-нибудь ветру удается
сорваться с цепи, на земле возникают буря и ураган. По поверьям
Томской губернии, ветер появляется из дырки в небе.
В народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, в
Поволжье благоприятный ветер называли «святым воздухом». На
Русском Севере холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда
становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул». Воплощением
самого опасного ветра был «вихрь», о котором ниже будет отдельный
разговор.
В крестьянской среде причины возникновения ветра осмыслялись
по-разному. В некоторых местах его появление связывалось с
общеславянскими представлениями о ветре как местопребывании душ и
демонических существ. В Вологодской губернии считали, что тихий
ветер возникает от дуновения ангелов, а буйный — из-за действия
дьявольских сил. Когда поднимался сильный ветер, обычно говорили,
что кто-то умер неестественной, то есть не своей, смертью или что умер
колдун. В Новгородской губернии верили, что ветры производят ангелы,
которых Бог поставил по четырем сторонам света; ангелы дуют по
очереди: когда устанет дуть один, начинает другой. В Томской губернии
полагали, что ветер появляется из неба, которое случайно «пробили»
люди. На Русском Севере существовало представление о том, что
зарождению этой природной стихии способствуют действия при мотании
ниток, создающие движение воздуха, особенно если эта работа
производится летом на закате солнца. Ветром могли, по поверьям,
|
|