Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
представлениям, дети появляются на этот свет из иного мира. Роль печи 
как  границы  между  мирами  прослеживается  в  магических  действиях, 
направленных  на  избавление  от  страха  перед  покойником  и  тоски  по 
нему:  для  этого  после  похорон  заглядывали  в  печь —  то  есть  как  бы 
заглядывали  в  иной  мир,  что  обеспечивало  переживание  и  затем  уход 
нежелательных эмоций. 
У  русских,  как  и  у  многих  народов  мира,  огонь  как  животворная 
стихия,  а  соответственно,  и  очаг,  печь  воспринимались  как 
местопребывание  душ  предков.  Отсюда  особое  почитание  домашнего 
очага,  печи  и  огня,  выражавшееся  в  строгом  соблюдении  запретов  и 
правил  поведения  около  них.  Так,  разжигание  огня  сопровождали 
крестным  знамением,  направленным  на  устье  печи,  и  молитвой  или 
заговором: «Встань царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а 
иметь  волю  в  одной  вольной  печи».  Для  выметания  золы  из  печи 
существовало  специальное  помело,  поскольку  пользоваться  при  этом 
веником,  которым  мели  пол,  как  предметом,  связанным  с  сором  и 
грязью,  было  запрещено. Широко  был  известен  запрет  ругаться  около 
огня.  Вот  как  о  наказании  тех,  кто  не  почитает  огонь,  сообщается  в 
одном мифологическом рассказе: 
Зажглись на чужом дворе два огня и стали разговаривать: 
Ох, брат, погуляю я на той неделе! — говорит один. 
А разве тебе плохо? — спрашивает другой. 
Чего  хорошего:  печь  затапливают —  ругаются,  вечерние  огни 
затепливают — опять бранятся Ну, гуляй, если надумал, только нашего колеса на 
вашем дворе не 
трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой. 
Не  прошло  и  недели,  как  двор  у  плохих  хозяев  сгорел,  а  чужое 
колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым. 
Как  и  в  воду,  в  огонь  запрещалось  плевать  и  мочиться.  По 
поверьям, огонь может иссушить человека, если тот нарушит запрет. Из 
уважения  к  стихии  огня  его  никогда  не  гасили,  затаптывая  ногами. 
Существовали  запреты  зажигать  огонь  для  освещения  избы  в 
определенные  дни  и  периоды,  что  связано  с  мифологическими 
представлениями об изменениях в природе, приходящихся на некоторые 
календарные  даты,  а  также  с  количественными  изменениями  дневного 
света  в  течение  года.  Так,  например,  ни  в  коем  случае  не  зажигали 
огонь  в  доме  и  даже  не  готовили  еду  в  печи  в  Благовещенье —  день, 
когда «просыпалась» и «открывалась» земля. Это также один из дней в 
году, когда, по народным поверьям, на восходе «играет» солнце, то есть 
переливается разными цветами. Чтобы не обидеть праздник, в который к 
тому же было запрещено работать, избы оставляли без освещения. Зато 
в  Благовещенье  зажигали  на  улице  костры,  считавшиеся  защитой  от 
болезней,  нечистой  силы,  сглаза.  Широко  распространенным  в 
крестьянской  среде  еще  в XIX  веке  оставался  запрет  освещать  огнем 
избу в летнее время, когда было достаточно дневного света. Этот период 
длился от момента окончания весной женских домашних работ по тканью 
холстов  до  Семенова  дня.  В  этот  день,  который  вплоть  до 1699  года 
являлся  праздником  встречи  новолетия  и  с  которого  начинался  цикл 
женских работ по обработке льна, совершали зажигание «нового» огня в 
доме. Для этого во всех избах накануне Семенова дня гасили весь огонь, 
кроме  лампадного,  а  на  утренней  заре  зажигали  огонь,  добытый  с 
помощью  трения  дерева  об  дерево  в  присутствии  всей  крестьянской 
общины.  От  этого  общего  огня  каждая  семья  брала «новый»  огонь 
домой. 
Домашний  огонь  непрерывно  поддерживали  в  печи  и  сохраняли 
ночью  в  виде  горячих  углей.  Их  старались  не  давать  в  другой  дом, 
особенно  накануне  больших  праздников,  так  как  вместе  с  домашним огнем 
семью могли покинуть достаток и благополучие. При переходе на 
новое место жительства переносили с собой угли из старого жилища. 
В народной традиции различали несколько видов огня. Это, прежде 
всего, природный, или небесный, огонь, возникший от удара молнии и, 
по поверьям, поражающий нечистую силу. Этот огонь с глубоких времен 
внушал человеку страх, и поэтому его традиционно никогда не вносили в 
жилище.  Второй  вид  огня —  домашний,  культурный,  то  есть  добытый 
самим  человеком.  Связь  и  противостояние  природного  и  культурного 
огня  нашли  отражение  в  некоторых  запретах  и  обычаях,  которые 
соблюдались  еще  в XIX —  начале XX  века.  Так,  нарушение  запрета 
зажигать в избе огонь в Благовещенье грозило бедой, происходящей от 
удара молнией: пожаром, смертью самого нарушителя или кого-либо из 
его  родственников.  В  некоторых  местностях,  например  в  Тамбовской 
губернии, бытовало убеждение, что вечером накануне Благовещенья не 
следует тушить огня в избе, так как от этого лучше уродится лен, а если 
не  соблюсти  этого,  то  посевы  сожжет  молния.  Вместе  с  тем  домашний 
огонь иногда использовали, чтобы противостоять стихии небесного огня: 
так,  чтобы  устрашить  грозу,  в  Вологодской  губернии  специально 
затапливали печь. Защитная функция домашнего огня обусловливается, 
вероятно,  его  связью  с  предками,  наделяемыми  в  народном  сознании 
могущественной силой. 
Культурный  огонь  различался  по  способу  его  добывания. Особым 
считался «живой»  огонь,  добываемый,  как  и «новый»  огонь  Семенова 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-