|
сохранилось значительное число обрядов, направленных на обеспечение
благополучия, плодовитости, умножения богатства.
Многие из этих продуцирующих обрядов, очевидно уходящих
своими корнями в глубокую древность, приурочивались к Великому
четвергу (четверг на Страстной неделе), представления о котором
относятся уже к христианскому пласту народной культуры. Учитывая
роль Волоса как бога богатства, покровителя скота, а также его связь с
предметами, наделяемыми продуцирующей символикой, можно
предположить, что обряды Великого четверга, значение которых
соотносится со сферой функций языческого божества, в какой-то мере
могут отражать его культ. Так, например, считалось, что любое действие,
совершенное в Великий четверг способствовало удаче в данном виде
деятельности в течение всего года. Поэтому, в этот день, встав до
солнышка, хозяин пересчитывал имеющиеся у него деньги, чтобы они
водились в хозяйстве, потом отправлялся в хлев, кормил, поил и чистил
лошадей, чтобы они были выносливы и здоровы. Затем он перемешивал
зерно в сусеках, чтобы его всегда было в достатке; передвигал с места
на место сельскохозяйственные орудия, чтобы они не ломались при
работе и чтобы лучше уродился хлеб. Для удачи в промысле рыбаки в
этот день прорубали прорубь, а охотники трижды стреляли из ружья;
пчеловоды выставляли на воздух ульи, чтобы пчелы лучше роились и
были медоносны. Xозяйки в Великий четверг обязательно пекли хлеб,
чтобы в течение всего года его было в достатке. Кроме того, женщины
старались переделать много дел, чтобы успевать во всем круглый год:
убирали избу, пряли, мотали нитки, ткали, шили. В Орловской губернии
хозяйка ниткой, спряденной ночью накануне Великого четверга,
перевязывала всем домочадцам запястья и поясницы, чтобы никто не
болел весь год. Для этого нитку пряли особым образом, свивая ее в
обратную, чем обычно, сторону. Такую же нить для сбережения скотины
трижды обносили вокруг дома, ее концами опутывали ноги цыпленку,
которого в доме обносили вокруг стола, приговаривая: «Чужой домовой,
ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотину паси».
Вообще многие обряды Великого четверга были направлены
именно на благополучие скота. На Русском Севере, например, хозяйки
«кликали» домашних животных через печную трубу, чтобы во время
сезона пастьбы они не погибли. Чтобы скотина не болела и не голодала,
принесла приплод, ее «закармливали» дожиночным снопом, то есть тем,
который сжали последним в прошлом году. Вместе с тем в некоторых
местностях к этому дню приурочивался убой скота или ритуальное
заклание курицы, которые, по мнению ученых, могут восходить к
архаичному обрядовому жертвоприношению Волосу.
Xарактерной особенностью Великого четверга были и обычаи
постригов волос у людей, шерсти у животных, перьев у домашней птицы.
В центральной России в этот день впервые стригли волосы детям,
которым исполнился год, чтобы они были гуще и хорошо росли. С той же
целью девушки отстригали кончик косы. Xозяева подстригали у овец
шерсть на лбу, а у коров, лошадей и кур — хвосты, чтобы они не болели
и были плодовиты. В древности ритуальное подстригание волос/шерсти
осмыслялось еще и как принесение жертвы.
Приуроченность обрядов, значение и предметный ряд которых
соотносится с функциями Волоса, к Великому четвергу, а также
свидетельства белорусской традиции об отмечании специального
праздника, связанного прежде всего с домашними животными, —
«Волосся» («Волося», «Волосье») — в четверг на Масленой неделе или в
четверг первой недели Великого поста позволяет предположить, что
Волосу, как и Перуну, в архаичной мифологической традиции был
посвящен день недели четверг.
Кроме отмеченных разнообразных функций Волоса он, по мнению
исследователей, был покровителем певцов и сказителей, а его культ был
связан с обрядовыми песнями и поэзией, поскольку в «Слове о полку
Игореве» эпический певец Боян называется «Велесовым внуком». Сам Боян в
древнерусских письменных источниках — в надписях Софии
Киевской и в новгородском летописце — предстает как
мифологизированный персонаж: он — вещий певец, то есть знающий то,
что недоступно сознанию обычного человека, а пение его подобно
колдовскому магическому ритуалу, во время которого совершается
путешествие по всем мирам — верхнему, среднему и нижнему: «Боян бо
вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по
древу, серым вълком по земли, шизым [сизым] орлом под облакы».
На основе соотнесения многочисленных древних и поздних
мифологических представлений ученые пришли к некоторым выводам по
поводу внешнего облика Волоса. Так, на некоторых русских
территориях, например в Заволжье, предположительно его представляли
в виде медведя, который в традиционной культуре воспринимался как
хозяин зверей, и, кроме того, его образ связывался с идеей богатства и
плодородия. Известно, что амулеты из головы и лап медведя, а также
его шерсть нередко вешали в хлеву, чтобы защитить скотину и
обеспечить хороший приплод. Косвенным свидетельством о медвежьем
облике Волоса является изображение на одной иконе рядом со св.
Власием, унаследовавшим функцию языческого бога как покровителя
|
|