Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Однажды сотворил Господь землю — ровненькую, гладенькую, всю 
в садах да в цветах. А дьяволу и себе захотелось сотворить такую землю 
<…> Нырнул <…> в море, достав самого дна, и захватил земли и песку в 
рот. <…> Вынырнул на поверхность да  только  что проговорил: «Расти, 
земля, на славу дьяволу», — а земля и начала расти: набила ему полную 
пасть  и  полное  брюхо.  Как  стошнило  его,  раскрыл  он  пасть  и  стал 
блевать.  Летит  да  блюет,  летит  да  блюет;  понаблевал  он  эти  высокие 
горы,  а  где  уже  прямо  колом  подпирало  грудь,  и  он  падал  на  землю, 
качался  брюхом,  бился  руками  и  ногами,  то  там  повыбивал  долины  и 
глубокие овраги. Так дьявол всю прекрасную землю испортил  горами и 
оврагами. 
Подольская легенда повествует о том, как Сатанаил утаил от Бога 
несколько  песчинок  из  вытащенной  им  со  дна  бездны  горсти  песка  и 
спрятал их за щеку: 
Взял  Господь  тот  песок,  ходит  по  морю  и  рассевает <…>  Да  и 
благословил землю на все четыре стороны. И как только он благословил, 
так земля и начала расти. Вот растет земля; а та, что во рту у Сатанаила, 
и  себе  растет  и,  наконец,  так  разрослась,  что  и  губу  распирает.  Бог  
и говорит: «Плюй,  Сатана-ил!»  Он  начал  плевать  и  харкать.  И  где  он 
плевал, там вырастали горы, а где харкал, там скалы. Вот почему у нас 
земля неровная! 
В  некоторых  легендах  сообщается,  что  Сатана  хочет  повторить 
процесс  творения,  совершенный  Богом.  В  одном  из  текстов  Божий 
противник  называется  Идолом,  он-то  и  решает  сотворить  такую  же 
землю,  как  и  Бог.  Стал  Идол  нырять  за  землей  в  море,  но  не  мог 
удержать ее за щекой: все размывала вода. Бог посоветовал ему, чтобы, 
вынося землю, он произнес слова «Господи, благослови!»: 
Идол проговорил: «Господи, благослови!» — нырнул на дно моря, 
набрал земли и вынес ее наверх. Из той земли пошли горы и камни. Что 
Бог сотворил, то вышло ровное, чистое; а что Идол, там все камни, горы 
и разные неровности — «выкрутасы». Во многих легендах именно Сатана 
создает землю, но лишь по воле Божьей. Все же, что он хочет сделать по 
собственному желанию, не удается, а получается нечто непредсказуемое 
и имеющее отрицательную окраску, с точки зрения рассказчика: 
Однажды  дал  Бог  Лукавому  щепотку  земли  и  велел,  чтобы  он 
бросил  эту  щепотку  на  пустое  место.  Бросил  Лукавый, —  и  из  нее 
образовалась  та  земля,  на  которой  мы  теперь живем.  Из  той щепотки, 
которую  дал  ему  Бог,  Лукавый  не  позабыл  и  для  себя  припрятать 
немножко  земли  за  ногти.  Как  только  отошел  он  от  Бога,  тотчас  же 
выковырял  из-под  ногтей  порошинки  земли  и  бросил  их «на 
пространство». Но из  того праха не получилось  земли,  а  стали из него 
пресмыкающиеся,  лягушки  и  все  нечистые  животные,  которые  и 
разлезлись по всей земле. Лукавый тогда как заплачет, — а из его слез 
стали болота, трясины, где теперь черти собираются для совещаний. 
В  некоторых  местностях,  например  во  Владимирской  губернии, 
особенности  земного  рельефа  приписывались  действиям  колдунов-
богатырей. 
Неоднородными  по  происхождению  являются  традиционные 
представления  о  водных  объектах.  По  народным  поверьям,  вся  земля 
внутри изрезана жилами, по  которым на  ее поверхность  выходит  вода. 
Вода из разных источников сливается вместе и образует реки, которые, в свою 
очередь, впадают в море. Сами источники берут свое начало из 
морей,  но  вода,  проходя  через  землю,  очищается,  и  потому  в  реках, 
озерах и колодцах она не горька, как в море. Во многих местностях для 
крестьян было свойственно мифологическое восприятие таких объектов, 
как  реки:  в  них  видели  жилы  земли,  по  которым  течет  вода,  как  у 
человека кровь. 
В  мифологических  представлениях  образ  реки  осмыслялся  как 
дорога  в  иной  мир,  расположенный  на  другом  берегу  или  на  острове 
посреди  моря,  в  которое  впадает  река,  а  также  как  граница  между 
мирами.  Такое  осмысление  образа  реки  широко  представлено  в 
мифопоэтических  текстах  и  в  обрядовой  практике.  В  мифопоэтической 
славянской традиции приведенные значения образа реки приписывались 
Дунаю, связанному в исторических преданиях с «прародиной» славян. В 
представлениях  славянских  народов  Дунай —  это  водное  пространство 
вообще,  море,  граница  между  своим  и  чужим  мирами,  дорога  в  иную 
землю,  в  другой  мир.  В  фольклорных  текстах —  свадебных  песнях, 
былинах и других жанрах — образ Дуная нередко соотносится с образом 
мирового  древа (например, «райского»  или «кипарисного»  дерева)  и, 
соответственно, с центром мира. 
В  былине  о  женитьбе  Дуная  и  Настасьи  сохранился  известный 
многим  мифологическим  традициям  архаический  мотив  возникновения 
рек  из  крови  погибших  богатырей.  Согласно  сюжету  былины,  Дунай, 
встретив  в  чистом  поле  богатыршу  Настасью,  вступает  в  бой  с  ней  и 
побеждает.  Но  победа  его  сомнительна,  поскольку  перевес  в  силе 
первоначально  принадлежит  героине,  и  в  повествовании  почти  всегда 
подчеркивается  элемент  случайности  в  исходе  поединка:  у  Настасьи 
«неожиданно», «случайно», «вдруг»  нога «приукатилась», 
«подвернулась», «подломилась»,  и  богатырша  упала.  Тем  не  менее, 
согласно  эпическим  законам,  героиня  должна  либо  погибнуть,  либо 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-