Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
получившим  своеобразное  оформление  в  народном  сознании.  Согласно 
одной  из  легенд,  братья  на  лугу  складывали  в  воз  сено.  Они 
поссорились,  и  Каин  проколол  брата  вилами.  По  суду  Божьему, 
братоубийцу  не  могла  приютить  ни  земля,  ни  вода,  ни  другое  какое 
место. Только месяц, ослушавшись Божьей воли, дал ему пристанище у 
себя. С тех пор месяц носит на себе отпечаток страшного греха Каина. В 
лунных  пятнах  крестьяне  видят  изображение  убийства  одного  брата 
другим. С  этим  сюжетом иногда  связывается и объяснение фаз луны. В 
Подольской  губернии  рассказывали,  что  луне,  за  то,  что  на  ней 
изображено убийство Каином Авеля, Бог судил каждый месяц рождаться, 
расти и умирать. После своей смерти она нисходит в ад, перетапливается 
там,  очищается  и  затем  рождается  вновь. Лунные фазы  объясняются  в 
народе  и  по-другому:  на  луне  есть  особая  заслонка,  которой  заведует 
святой Юрий,  он  то  поднимает,  то  опускает  эту  заслонку.  Луна,  как  и 
солнце, в мифопоэтическом  сознании нередко олицетворялась в образе 
человека: мужчины или женщины. Таковой она изображается, например, 
в  жанре  загадки: «Круглолицый,  светлоокий /  Ходит,  гуляет,  людей 
утешает»; «Круглолица, белолица во все зеркала глядится». 
О природе звезд существовали различные представления. Широко 
бытовало  восприятие  звезд  как  свечей,  которые  на  небе  зажег  Бог. 
Зачастую  звезды  считали  младенческими  душами  и  душами  праведных 
людей,  которые  смотрят  с  неба  на  своих  родственников.  Кое-где  о 
звездах  думали  как  о  детях  солнца,  олицетворяемых  иногда  в  образе 
маленьких  мальчиков.  Подобные  представления  о  родственных 
отношениях  небесных  светил  нашли  отражение  в  обрядовой  поэзии, 
сопровождавшей  святочный  ритуал  колядования.  В  песнях-колядках  с 
помощью  приема  метафоры  крестьянская  семья  изображается  как 
небесная  семья:  отец  называется «красным  солнышком», «малы 
детушки» — «частыми звездочками». Иногда же хозяин дома, хозяйка и 
их  дети  соотносятся,  соответственно,  с  образами  светлого  месяца, 
красного  солнышка  и  частых  звездочек.  По  мнению  крестьян,  звезды 
созданы Богом для освещения земли и устроены так, что свободно могут 
перемещаться  с  одного  места  на  другое.  В  космологических представлениях 
звезды уподобляются также гвоздям в куполе неба, что 
нашло  отражение  в  текстах  загадок: «Синие  потолочины  золотыми 
гвоздями  приколочены»; «Сито  бито,  золотом  обито».  Крестьяне 
полагали, что звезды вращаются вокруг основного «гвоздя» — Полярной 
звезды.  Не  случайно  в  народе  эту  звезду  называли  словом «стожар», 
означавшим «шест,  который  втыкали  в  землю  посреди  стога  для  его 
устойчивости». 
Созвездия,  наиболее  значимые  в  народном  сознании, 
соответственно  своей  форме  получили  названия,  отражающие  разные 
реалии  крестьянской  жизни.  Так,  созвездие  Большой  Медведицы  чаще 
всего  называли «лось».  Но  были  и  местные  названия: «воз»  или 
«колесница» —  в  Санкт-Петербургской,  Тверской,  Смоленской, 
Орловской  берниях, «звездожар» —  в  Калужской.  На  Ор-ловщине  для 
него  употреблялось  название «коромыслица»,  а  у  курских  крестьян — 
«возница»  и «корец» (ковш).  Для  созвездия  Плеяд  в  украинской 
традиции  известно  название «квочка» (курица),  а  в  русской — 
«стожары» (ряд  шестов  или  длинных  кольев  для  скирды), «утиное 
гнездо».  В  народных  говорах  созвездие  Малой  Медведицы  имело 
название «пасека»,  созвездие  Лебедя — «крест»,  Волосы  Вероники — 
«волосожар». Множество местных названий существовало для созвездия 
Орион:  наиболее  частое — «косари»,  а  также «кичига» (орудие  для 
молотьбы) —  в  северных,  восточно-русских  губерниях  и  в  Сибири, 
«грабли» — в Саратовской губернии, «коромысло» — в Архангельской и 
Орловской, «оржаные промежки» — в Пермской, «лосек» — в Псковской 
бернии.  Иногда  народные  названия  заключали  в  себе  не  отдельный 
образ, а целый мотив. Так, созвездие Орла обозначалось предложением 
«Девка воду несет». Венеру крестьяне называли «вечерней зорницей». 
Повсеместно существовало довольно развернутое представление о 
Млечном Пути. Во Владимирской губернии его считали дорогой в Крым, а 
у  украинцев — путем из Москвы  в Иерусалим. Согласно поверьям,  тот, 
кто  идет  в  Иерусалим,  должен  для  себя  избрать  указателем  Млечный 
Путь  и  тогда  никогда  не  собьется  с  дороги. В Иерусалиме же Млечный 
Путь кончается. По  народным  представлениям,  звезды  неразрывно  связаны  с 
человеческими  судьбами.  Звезд  на  небе  столько,  сколько  людей  на 
земле. С рождением человека «зажигается» звезда; она растет вместе с 
ним, а затем падает на землю или гаснет, когда он умирает. Если звезда 
человека «сильная», то он справляется со всеми своими бедами, а если 
«слабая» —  то  ему  очень  трудно  в  жизни.  С  этими  представлениями 
связано народное понятие «родиться под счастливой звездой». 
Земля и ландшафтные объекты  
Множество  сохранившихся  в  народной  среде  легенд  о 
происхождении ландшафтных особенностей земли — поздние и являются 
продолжением  дуалистических  повествований  о  создании  мира  двумя 
творцами-противниками.  Обычно  в  легендах  такого  рода 
подчеркивается, что все, что творит Бог, — гармонично, а деяния Сатаны 
уродливы  и  портят  созданное  Богом.  Вот  как  об  этом  рассказывает 
харьковская легенда: 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-