Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Лев Прозоров - Времена русских богатырей.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
		Вот под пяту воробей пролетит,
		Около носа хоть яйцо прокати;
		У оратая шляпа пуховая,
		А кафтанчик у него черна бархата. 

Это еще не все, читатель, в иных вариантах на пахаре еще и шубка куньего меха 
обнаруживается. Странный пахарь, правда? Или сказители, русские деревенские 
люди позапрошлого столетия, не знали, как выглядит пахарь, — что, согласитесь, 
сомнительно. Или пахарь этот, скажем так, очень необычный.

А Вольга? Помните эпизод, когда он безуспешно пытается догнать оседлавшего 
«соловую кобылку» Микулу? 

		Тут Вольга стал да он покрикивать,
		Колпаком он стал да все помахивать. 

А вот тут как раз никаких загадок — попробуйте-ка провести несколько часов, 
пусть даже верхом, и не на очень большой жаре, в железной кольчуге и шлеме с 
бармицей. Благо при обилии клубов исторического фехтования в нашей стране это 
теперь не проблема. Сразу же поймете цену тем фильмам, картинам и книгам, где 
воины не расстаются с полным вооружением ни на минуту. Поэтому вполне 
естественно, что князь ехал за данью, выражаясь современным языком, «одетым 
по-граждански». И на голове у него была шапка, «колпак», а не стальной 
остроконечный шелом, в котором рисовали князя-оборотня поколения художников.

Как видите, читатель, даже отлично знакомая, казалось бы, с детства былина, 
входящая — чего уж больше! — в программу средней школы (по крайней мере, 
входившая в нее в школьные годы автора этих строк), может преподнести не один 
сюрприз. А что уж говорить о тех былинах, о которых большинство русских едва 
слышали! «Князь Роман и братья Ливики», «Данила Ловчанин», «Дунай», былины про 
Ермака — совсем не того, что покорял Сибирь! — про Саура Ванидовича и сына его 
Саура Сауровича. Но даже хорошо известных былинных героев мы знаем по картинам, 
фильмам, повестям... анекдотам тем же. Причем анекдоты явно преобладают. Если 
еще, скажем, мультипликаторы советских времен относились к былинным сюжетам с 
каким-то уважением (ну заставили Василису Микулишну вместо литовского посла 
одеться ордынским, ну обрядили зачем-то Чурилу Пленковича европейским щеголем 
эпохи Возрождения, ну — это даже понятно — заменили свирепый эпизод со стрелой 
Ильи, вышибший глаз Соловью-разбойнику, на бескровный вариант), то наши 
современники в «Алеша Попович и Тугарин Змей» резвятся вовсю, нимало себя не 
сдерживая необходимостью считаться с былиной или там историей. От былины в этом 
«шедевре» отечественной анимации имена главных героев, князь Владимир да 
названия двух городов — Киев с Ростовом. На подходе новый мультфильм «по 
мотивам» былинного эпоса — на сей раз жертвой бойких на руку дельцов от 
анимации станет другой русский богатырь, Добрыня. Уже по анонсам и ревю видно, 
что нас ожидает очередной анекдот. Вволюшку оторвались над русским эпосом 
фантасты Буркин и Лукьяненко в «Острове Русь»
[1]. И пьют все богатыри, не просыхая (в том числе и чистый спирт, и даже... 
«царскую водку», смесь азотной и соляной кислоты, в которой ювелиры растворяют 
золото), и приключения их срисованы с мушкетеров — опять же киношных, а не 
книжных, — и главный из них, Иван-дурак, неведомо как забредший из сказки в 
былинный мир, оказывается... негром. И так далее и тому подобное — «Три 
богатыря» Колычева, «Жихариада» Михаила Успенского...

Нет, я не против юмора, читатель. Нехорошо, когда нет чувства юмора — но и 
когда все и вся приносится в жертву смеху, когда из всех чувств остается одно 
чувство юмора — в этом тоже есть нечто нездоровое, не так ли? Вот испанцы, 
снявшие по мотивам своих «былин»-роман-серо о рыцаре Родриго де Биваре по 
прозвищу Сид Кампеадор (изумительно, кстати, похожем на нашего Муромца) 
анимационный фильм «Легенда о рыцаре», нашли в нем место для улыбки, но и в 
сплошной стеб приключения национального героя превращать не стали. Им, наверное,
 и мысль такая в голову не пришла. А у нас... ну, сняли в советские времена 
несколько неплохих мультфильмов и один полнометражный «Илья Муромец». Только 
«Илью» теперь мало кто смотрит, а все советские мультфильмы по времени уложатся 
как бы не в четверть балаганного «Поповича». Дисбаланс. Неравновесие, говоря 
по-русски.

И, в конце-то концов, смеяться над тем, чего толком не знаешь — тоже не дело. 
Как гласит пословица, смех без причины... мда, нездоровый симптом.

Поэтому, надеюсь, читатель, вы согласитесь со мною, что такие книжки, 
посвященные нашему, русскому эпосу, еще долго не будут лишними. И неравнодушный 
к истории, к памяти и духу русского народа человек найдет в них — и в этой, 
которую вы держите в руках, — немало интересного.

Изучение былин — краткости ради впредь я буду говорить просто «былиноведение» — 
переживало разные времена, как и любая наука. Бывали взлеты, бывали падения, 
был в истории изучения русского эпоса и глухой застой, и рывки-прорывы. Сейчас, 
кстати, тоже не лучшие времена. Особенно для тех историков, что обращаются к 
былинам как к источнику о древнейших временах русского народа. Большинство 
ученых сейчас очень охладели к поискам сведений о Древней Руси в былинах, и не 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-