Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Эллады :: Арский Ф. - В стране мифов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-
 
ученых. Придя к выводу, что астероиды - это обломки разорвавшейся планеты между 

Марсом и Юпитером, астрономы не нашли ничего более оригинального, как назвать 
эту злосчастную планету Фаэтоном...
Грекам же возлагать ответственность за все происходящее в мифах 
приходилось на тех, кто считался их автором. Но мифы - продукт коллективного 
народного творчества, возникли они задолго до появления письменности, 
сохраняясь 
в устной передаче. И молва приписывала их создание особой творческой коллегии, 
состоящей из девяти дочерей Зевса, которых именовали Музами.

O ЧЕМ ПЕЛИ МУЗЫ

"Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына..." С этой строкой родилась 
европейская поэзия. Богиня - то есть Муза - стояла у ее колыбели. И нет ничего 
удивительного, что творец "Илиады" прежде всего обратился именно к ней. Ведь 
стих рождается вдохновением, а его могут ниспослать - в этом древние не 
сомневались - только боги. Точнее - Музы, "фиалковенчанные", "сладкоречивые" 
дочери Зевса и богини памяти Мнемозины.
Обитатели Олимпа довольно четко разграничивали власть между собой. У 
каждого бога была своя сфера деятельности, в которую остальные олимпийцы 
старались не вмешиваться. Правда, иногда равновесие нарушалось, и интересы 
сталкивались - все-таки не надо забывать, что "узкой специализации" среди 
бессмертных не существовало. Но в одну область вторгаться они не осмеливались. 
Искусство, поэзия - это было отдано в распоряжение Муз и их руководителя 
Аполлона, носившего прозвище Мусагет, то есть "Водитель Муз".
Сначала богини пения - Музы стали позднее покровительницами науки, 
искусства, литературы. Их было девять, и у каждой - свой круг интересов. 
Старшая, Каллиопа, - Муза эпической поэзии, Эрато- любовной, Евтерпа - 
лирической поэзии и музыки, Полигимния - Муза гимнов, Мельпомена 
покровительствовала трагедии, Талия - комедии, Терпсихора - танцам, Клио 
вдохновляла историков, наконец, Урания ведала наукой, и прежде всего 
астрономией.
Им - и только им! - было дано право направлять поэта, певца, музыканта, 
озарять его свыше. И каждый поэт, начиная свое произведение, непременно должен 
был обращаться к Музам или Аполлону, ибо лишь от них он мог получить знание, 
фантазию и вдохновение.
"Все песнопенья мои, но начертаны вещим Гомером", - с гордостью (а может 
быть, и с тайной завистью) говорил Аполлон, которому, вероятно, все же было 
обидно, что первая строка "Илиады" обращена не к нему. Кстати сказать, Гомер 
был 
последователен - "Одиссею" он тоже начал словами:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Многих людей города посетил и обычаи видел...

Какой же Музе обязаны мы этими бессмертными поэмами? Конечно, 
покровительнице эпоса - Каллиопе. В I веке нашей эры римский поэт безоговорочно 

утверждал:

"Муза, скажи мне о муже", - когда-то устами Гомера
Так Каллиопа сама песни свои начала.

Через две с половиной тысячи лет после легендарного греческого певца 
Пушкин с превеликим почтением обратится к ней:

Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая Муза!

"Долгий труд!" Каллиопу не интересовало то, что мог выразить короткий 
стих. Поэма - ее жанр, бои, походы - ее сюжеты. Как писал Фет:
Пришла она пленять мой слух...
Рассказом о щитах, героях и конях,
О шлемах кованых и сломанных мечах,
Бедная эпическая Муза! Вряд ли, даже обладая даром прорицания, она могла 
предвидеть, что ждет ее в XX веке. Французские кибернетики создали электронную 
поэтессу и назвали ее Каллиопой. И, послушная программе, она стала выдавать 
перлы вроде:

Мой горизонт состоит лишь из красной портьеры,
Откуда с перерывами исходит удушливая жара...

Интересно, как бы выглядела "Илиада", если бы ее творец вдохновлялся 
подобной Музой?
Но Музы не только "благословляли" и "пленяли слух". Они были, выражаясь 
нынешним языком, источником истины. Именно они поведали людям о мифах. И в 
течение тысячи лет античные поэты, драматурги повторяли эти древнейшие сказания.
 
Правда, каждый на свой лад. Причем расходились они не только в деталях и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-