|
бессмертных владык было рискованно.
Философ Протагор, живший в V веке до нашей эры, утверждал: "О богах я не
могу знать, существуют они или нет и каковы они на вид. Многое мешает этому - и
неясность вопроса и краткость человеческой жизни". За это его изгнали из Афин и
сожгли все его сочинения.
За сто лет до него философ Анаксимен признавал существование богов, и
обвинить в атеизме его было нельзя. Правда, по его мнению, боги возникли... из
воздуха.
Боги, конечно, существуют, признавал его современник Ксенофан, но они
вовсе не вмешиваются в земные дела и вообще ничего общего с людьми не имеют -
ни
телом, ни духом. Люди создали богов по своему образу и подобию. Если бы львы,
быки или кони умели рисовать, они изобразили бы богов в точном соответствии с
собственным обликом. Что же касается красочных биографий, изложенных в мифах,
то
Все про богов сочинили Гомер с Гесиодом совместно,
Что только срамом слывет, и что люди позором считают,
Будто воруют они, совершают и блуд, и обманы.
"Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и
высеченным розгами", - категорически заявлял знаменитый Гераклит, прозванный
Темным за свою туманную манеру выражаться. И хотя многое в его замысловатых
изречениях оставалось непонятным, все же критические суждения в адрес богов
были
достаточно очевидными. Сократ говорил о нем: "То, что я понял, превосходно.
Думаю, что таково же и то, чего я не понял". Но вряд ли можно было усомниться в
атеизме человека, осмелившегося две с половиной тысячи лет назад провозгласить:
"Мир единый из всего не создан никем из богов и людей, а был, есть и будет
вечно
живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим".
"Очень хорошее изложение начал диалектического материализма", - заметил по
поводу этой фразы В. И. Ленин, называвший Гераклита "одним из основоположников
диалектики".
Не много осталось места для богов и в системе мироздания, разработанной
крупнейшим греческим материалистом Демокритом, утверждавшим, что мир, состоящий
из атомов, никем и никогда не создан, а бесконечен и вечен.
От суеверного страха излечивал и Гиппократ, отрицавший божественное
происхождение болезней.
Наконец крупнейший историк античности Фукидид, занявшись исследованием той
области, где престиж олимпийцев оставался незыблемым, пришел к выводу, что
причины событий надо искать не в сверхъестественном вмешательстве свыше, а в
самих людях, их традициях, их взаимоотношениях, их государственном и
общественном устройстве.
И, вероятно, наилучшим подтверждением правоты древних атеистов являлось
как раз то, что боги не в состоянии были помешать их деятельности, внушить им
противоположные мысли - словом, обратить их в истинную веру. И такова уж судьба
всесильных, наводящих страх владык: едва обнаруживается в чем-то их слабость,
немедленно лопается их дутый авторитет, и будущие, просвещенные, поколения
тщетно пытаются понять, на чем же держалась их власть, приводившая некогда всех
в трепет.
Но если боги не могли сами защитить себя, то нашлось немало людей,
понявших, сколько опасно свободомыслие: ведь если исчезает вера в бессмертных,
то что уж говорить о почтении к знатным гражданам, о покорности правителям. И
появлялись научные трактаты, теоретически обосновывавшие священное право
избранных вершить судьбу остальных смертных. Один из выдающихся умов античности,
Платон, разрабатывая проект идеального государства, требовал запрещения всех
жанров литературы, кроме гимнов, прославляющих богов и героев. Атеистов же -
"одних надо казнить, других бичевать и заключать в тюрьмах, третьих лишать
гражданских прав, четвертых наказывать нищетой и изгнанием из государства".
Хотя программу Платона никто никогда не пытался осуществить, но последнему
совету следовали многие правители, справедливо усматривавшие в свободомыслии и
критике огромную опасность для власти, которую они сосредоточивали в своих
руках. В самом деле, кому из них приятно было бы услышать хоть раз трезвое,
уничтожающее восклицание: "Король-то голый!" Потому-то, в конце концов, сумела
завоевать доверие христианская церковь с ее теорией божественного происхождения
власти. Лучшего помощника, пришедшего на смену древней религии, найти было
нельзя.
Но, заменив старых богов, христианство все же использовало идею загробного
мира - как для обещания блаженства достойным, так и для устрашения нечестивцев,
|
|