Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Эллады :: Арский Ф. - В стране мифов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-
 
естественно, похорон не производилось, все же сооружали "пустую могилу" 
(кенотаф), иначе, не имея посмертной обители, душа обречена вечно скитаться и 
никогда не достигнет царства теней.
Она становилась беспокойным призраком, не знающим отдыха и не получающим 
для себя пищи. Ей оставалось лишь одно - мстить живущим на земле: насылать на 
них болезни, запугивать страшными сновидениями, даже губить посевы. Поэтому 
больше всего греки заботились именно о погребальном культе, стараясь не 
раздражать усопших. Каждый гражданин греческого полиса беспокоился о том, будут 

ли выполнены после его смерти подобающие обряды, и сама смерть внушала иногда 
меньше страха, чем невыполнение похоронного ритуала.
Умирающий на поле брани Гектор просит сразившего его Ахилла лишь об одном:

В пищу меня не бросай, умоляю, ахейским собакам!
Множество меди и золота в дар от меня ты получишь -
Выкуп, который внесут мой отец и почтенная матерь.
Ты ж мое тело обратно домой возврати, чтобы в Трое
Труп мой огню приобщили троянцы и жены троянцев.

И на это беспощадный победитель отвечает словами, которых так опасался 
бесстрашный троянский герой:

Если бы выкуп несчетный - и в десять раз больше, и в
двадцать
Мне от твоих привезли и еще обещали бы больше,
Если б тебя самого приказал хоть на золото взвесить
Царь Приам Дарданид, - и тогда, положивши на ложе,
Мать не смогла бы оплакать тебя, рожденного ею.
Хищные птицы тебя и собаки всего растерзают!

Правда, в конце концов, непреклонный Ахилл дрогнул и сжалился над старым 
Приамом, пробравшимся в его палатку и умолявшим возвратить ему тело убитого 
сына. Гораздо трагичней разворачивались события в другом мифе - из так 
называемого фиванского цикла. Сыновья царя Эдипа должны были поочередно править 

Фивами. Но когда подошел очередной срок, Этеокл нарушил договор и отказался 
уступить престол Полинику, жившему в Аргосе. Началась братоубийственная война, 
известная в мифах под названием "Поход семерых против Фив". Семь вождей 
возглавляли наступавшие войска, и среди них Полиник, на щите которого была 
изображена богиня и начертана надпись: "Я введу этого мужа как победителя в его 

родной город и в дом его отцов".
Поход, однако, оказался неудачным, победу одержали осажденные. Но в 
решающем поединке погибли оба брата. И тогда новый правитель Фив Креонт принял 
суровое решение. В трагедии Софокла "Антигона" он обращается к народу со 
словами:

Теперь же всем я должен возвестить
О тех двух братьях, о сынах Эдипа.
Я Этеокла, что в бою за город
Пал, все копьем своим преодолев,
Велел предать земле и совершить
Над ним обряд, достойный благородных,
О брате ж Этеокла Полинике,
Который край свой и богов отчизны,
Вернувшись из изгнанья, сжечь хотел
Дотла, и братскою упиться кровью,
И граждан всех рабами увести, -
О нем мы возвещаем всем; его
Не хоронить и не рыдать над ним,
И хищным птицам там, без погребенья,
И псам его оставить в знак позора.

Тому, кто нарушит постановление, грозит смерть. Но это не останавливает 
дочь Эдипа Антигону. Повинуясь древнему неписаному закону предков, она хоронит 
Полиника, обрекая тем самым себя на гибель. Поступить иначе она не может, ведь:

Если сына матери моей
Оставила бы я непогребенным,
То это было бы прискорбней смерти.

Об умерших обычно заботились родственники. Они сооружали надгробные 
памятники, приносили жертвы, совершали возлияния, питая покойников мясом, 
молоком, медом и вином. Но когда речь шла о павших воинах, организацию похорон 
брало на себя государство. И горе тому полководцу, который не предал земле тела 

погибших.
Подобный случай произошел однажды в Афинах и имел самые трагические 
последствия.
Это было в 406 году до нашей эры. 25 лет уже длилась борьба между Афинами 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-