Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Леонид Кораблев - Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 70
 <<-
 
чужую речь, но не видят никого; иной раз раздается скрежет по гальке, словно 
вытягивают лодку на сушу. Некоторые даже видели их морские суда под парусом или 
скользящие по воде лодки; однако стоит таким свидетелям лишь на мгновенье 
бросить взгляд в сторону — тут же все видение исчезает. Когда люди слышат 
эльфийскую речь на берегах горных озер рано по весне, — это предвещает хорошие 
уловы. Часто на озерной глади бывают видны полоски недвижной воды, хотя все 
вокруг них покрыто рябью; люди верят, что это следы эльфийских лодок, 
отправляющихся на рыбный промысел.

ПОЗДНИЙ ВИЗИТ ЭЛЬФЫ


Из собрания свидетельств об истинности существования Сокрытого Народа, а то 
есть из «Книги о встречах людей с эльфами», составленной Олавом Свейнссоном с 
острова Пюрк-ей


Одного человека звали Арни. Он был бондом
19
на хуторе Ботн в горной области Хельга-фелль-свэйт. Был он человеком выдающимся 
и, по мнению людей, не только многознающим
20
, но и вдобавок, как говаривали, на короткой ноге с эльфами. (И то не странно, 
ведь известно, что от занятий чародейством
21
до общения с ними рукой подать.)

Как-то летом завел Арни моду спать не в общем доме, но в одной из боковых 
пристроек с отдельным входом со двора. (Так, впрочем, бывало заведено тогда у 
многих бондов в Исландии.) Возьми да и случись тем же летом, в то время, когда 
не было его на хуторе, и не ждали его раньше, чем на следующий день, что 
приходят туда к вечеру путники и просят приютить их на ночь. В те времена о 
гостиницах или постоялых дворах еще и не слыхивали, а потому не принято было 
отказывать в гостеприимстве и ночлеге каким бы то ни было незнакомцам, — так 
впустили этих путников внутрь без вопросов. Их предводителя разместили в 
пристройке, где ночевал обычно Арни, и отдали в его распоряжение стоящую там 
постель.

Когда все стихло, и никого уж не было рядом, разделся этот человек и улегся в 
кровать. Тут неожиданно входит в пристройку некая молодица и, решив, что это 
Арни на своем обычном месте, поднимает одеяло и ложится с ним рядом. Но тотчас 
же вскакивает она в изумлении и со вскриком: «Ах! Так это вовсе не Арни мой 
тут!», — выбегает опрометью
сквозь закрытую дверь,
равно как и вошла она до того. Странник не обмолвился с ней ни словом.

– Обладала она мягкой плотью и не дух была, — рассказывал на следующее утро 
людям сей непрошеный свидетель, — и должна быть, по всему, одной из Сокрытого 
Народа.
(Говорили, что можно ему верить, ибо никогда не произносил он пустых слов или 
лжи.)


Краткое примечание

В этом рассказе присутствуют две основные идеи, связанные с «исландскими» 
эльфами. Первое — это мысль о прямой взаимосвязи магов с эльфами (причем один 
из родителей мага часто является эльфом — такое родство способствует проявлению 
у людей чародейских способностей). Этому очень много примеров. Самый древний — 
в «Саге о Хрольве Жердинке и его дружинниках» (записана около 1400 года), где 
рассказывается о колдунье Скюльд, дочери датского конунга и некой эльфы.

Со времен принятия христианства одни люди считали эльфов произошедшими от Адама 
и, следовательно, просто сокрытыми смертными; другие же полагали их духами, 
изгнанными из рая, но недостаточно провинившимися для того, чтобы быть 
низвергнутыми в ад. В «Позднем визите эльфы» (как и в нескольких других 
рассказах) очевидно, что эльфы и не духи (буквально «мягкие на ощупь»)
22
, в то же время они и не люди из плоти, так как способны, например, проходить 
сквозь закрытые двери. Самое раннее упоминание о такой их способности есть в 
«Norna-gests thattr» (в «Пряди о Норна-госте», саге XIV века), где говорится: 
«и кажется ночью конунгу — то ли эльф, то ли дух входит в дом, хотя и заперты 
были все двери. А после исчез он тем же путем через замкнутую дверь». Еще до 
недавнего времени ангелам (и духам) смертные мыслители пытались придать хоть 
какую-то материальность (парообразную, эфирную или огненную), — и с этой 
позиции можно было бы попробовать объяснить также и эльфов, объявив их просто 
духами, — однако, например, «Новая католическая энциклопедия» (одно из самых 
авторитетных изданий по подобным вопросам) утверждает, что «по своей природе 
ангелы состоят полностью из духа, и ни в коей мере не из какой бы то ни было 
материи — ни даже из утонченно эфирной, огненной или парообразной». Поэтому 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 70
 <<-