|
книгой, да и за своей головой в придачу, — молвит он, — ведь открылась сейчас
правда, и пробил час возмездия. Отец Имы твердо решил покарать тебя. Нас будет
четверо: хозяин с хозяйкой, Има и я. Предостерегаю я тебя об этом потому только,
что самая жизнь не мила больше мне. Как и ты, был я когда-то рожден смертным,
да попал против желания к этим эльфам
26
…Итак, слушай! Ближе к полуночи навестим мы твой хутор. Ты должен сидеть на
возвышении в главной комнате и иметь острый тесак под рукой. Как только ты
услышишь легкое прикосновение к двери — действуй быстро: беги в проход и убей
первого, кого ты там увидишь, а затем всех остальных. Я постараюсь устроить
сутолоку и встать перед тобой так, чтобы большинство их ударов досталось мне.
Уверен я — выйдешь ты победителем из этой схватки. Выживу и я, хотя и буду
изранен. Так не забудь поскорее избавить меня от мучений — не хочу я жить боле.
Когда ты убьешь непрошеных гостей, выволоки всех долой с хутора, затем сожги их
тела. И помни: следует тебе закончить все до рассвета!
На том незнакомец исчез, а Йоун проснулся.
В Рождественскую ночь ушел весь народ в церковь, Йоун же остался дома один. И
затем произошло все именно так, как предсказал ему незнакомец из сна.
Йоун вспоминал эти события в драматическом вступлении к одной из своих баллад,
где он говорит:
То ведомо было Создателю, что в тяжкой беде я был,
В тот миг, когда четверо кознями, коварные, нечистыми, нелюди
Осилить меня удумали.
Постскриптум переводчика
Чудная эта эльфийская книга, разумеется, осталась у Йоуна, откуда он и
почерпнул, видимо, большую часть своей мудрости. Что стало с ней после его
смерти?
Наверное, ее можно было бы обнаружить среди прочих магических сборников,
рукописей по ворожбе и полных чар ветхих фолиантов в книгохранилище
какого-нибудь монастыря, церкви или на крупном хуторе. И, скорее всего, там
случился пожар (как бывало довольно часто в те времена)… Или же, что еще
печальнее, книга эта могла попасть в руки какого-нибудь обыкновенного человека,
и тот, не ломая понапрасну головы, почему она, хоть и полноценно оформленная
снаружи, лишена по странности главной своей части — содержания, либо написал
поверх «эльфо-рун» на чистых, как ему казалось, пергаментных страницах что-то
свое, либо же употребил их в хозяйство: обернуть что-нибудь полезное. Могли эту
книгу и попросту сжечь — из суеверного страха.
Впрочем, до сих пор исландские мудрецы нет-нет да и находят не учтенную ранее
рукопись. Пример тому — «Сага о Хрольве Жердинке и его дружинниках».
Краткое примечание
В этом рассказе упоминаются таинственные книги эльфов. Йоун Гвюдмундссон Ученый
пишет о них так: «Люди с даром духовиденья свидетельствуют, что внутри
оформление их подобно старым рукописям иров (т. е. ирландцев), только с
золотыми буквицами; и все там изумительных цветов, с изящной вязью и
орнаментами внутри и снаружи» (Tithfordrif, 1644 г.). О том же говорит и
шотландский священник Роберт Кирк в 1691 году, отмечая, что «эльфы имеют много
прекрасных и забавных книг: одни странной, почти «наркотической» натуры, другие
же головоломного содержания, подобного стилю розенкрейцеров». «К тому же, —
добавляет Кирк, — женщины эльфо-народа шьют, ткут и вышивают необычайно изящно,
и есть ли продукт их действий результат работы с земными материалами, или же
это неосязаемое сплетение радуг, и просто фантастическая имитация обычных
плодов долгих стараний смертных вышивальщиц — для понимания того недостаточно
всех наших способов и чувств». (Как тут не вспомнить эльфийскую вышивальщицу
Фириэль и ее фантастические гобелены из «Сильмариллиона» Толкина!)
Совершенно очевидно, что эльфы не являются душами умерших людей (как некоторые
пытаются утверждать): Йоун из рассказа «Юная эльфа по имени Има», чтобы
полностью завладеть волшебной книгой должен всех их убить ножом. Так же и
смертный, его предупредивший, — он не живет в мире мертвых и, чтобы умереть,
должен быть зарезан. (Сравните также с предыдущим примечанием о
«полуматериальности» эльфов.) Известны в древней традиции случаи, когда
эльфийских дев, обращали в смертных, что также отражено в работах Толкина
(легенда о Лютиэнь и др.).
О похищенном смертном. Обычно людям нравится жить среди эльфов даже в нынешнем
их положении (сравн. рассказ «О бедной девушке и Сокрытом Народе, живущем
неподалеку от Йокулс-а»). Опять же очевидно, что эльфы не мертвые, так как люди
могут присоединяться к ним (в их мире), будучи сами живы (т. е. эльфо-мир это
не «загробный мир»)
|
|