|
остальных. Под ним росли пышные яблони, на которых никогда не переводились
яблоки, там всегда было два поросенка, один из которых - живой, а другой -
уже зажаренный, и, кроме того, неиссякаемый запас эля. Желающие могут
побывать в Ирландии и запросто наведаться в гости к богам, ибо до наших дней
сохранилось немало таких /сидхов/. Местонахождение их хорошо известно, и
древняя традиция паломничеств, можно сказать, никогда не прерывалась. Так,
Лир получил Сидх Фионнахаидх, известный в наши дни под названием "Холм
белого поля", находящийся на возвышенности Фуад неподалеку от Ньютаут
Гамильтон в графстве Армагх. Бодб Диргу достался /сидх/, названный его
собственным именем, то есть Сидх Бодб, находящийся чуть южнее от Портумны в
Голвэе. Мидхир получил /сидх/ в Бри Лейт, носящий в наши дни название Слив
Голри, что неподалеку от Ардагха в графстве Лонгфорд. /Сидх/ Огмы носил
название Эйркелтрэй. Лугу выделили /сидх/ Родрубан. Сыну Мананнана, Илбхриху,
достался Сидх Эас Аэдха Руаидх; сегодня это курган Маунд Муллахши неподалеку
от Баллишеннона в Донегале. Фионнбхар получил курган Сидх Мидха, ныне
носящий название "Кнокма" и расположенный в пяти милях к западу от Туама;
там Фионнбхар, сделавшись со временем королем эльфов, как рассказывают
местные жители, живет и сегодня. Известны обители и других, менее
значительных богов. Для себя самого Дагда отвел целых два кургана; оба они
находятся неподалеку от реки Бойн в Мите, и лучшим из них, безусловно,
является знаменной Бруг-на-Бойн. Таким образом, никто из богов клана Туатха
Де Данаан не остался без приюта. Никто, кроме одного...
Именно в те времена гэльские боги получили имена, под которыми они
известны нам и сегодня, например, Аэс Сидхи, "Люди из холма", или, в более
кратком варианте, Сиди. Каждый бог или гном именуется Фер-Сидхи, "мужчина из
холма", а богиня - Бин-Сидхи, то есть "женщина из холма", или /банши/
популярных народных преданий. Наибольшей известностью среди таких холмов,
населенных гномами и феями, пользуются холмы в пяти милях от Дрогхеды. Холмы
эти сохранили до наших дней имена богов Туатха Де Данаан, хотя они считаются
уже не обителями этих древних божеств, а их могильными курганами и
усыпальницами. На северном берегу реки Бойн высятся семнадцать курганов, три
из которых - Кноут, Доут и Ньюгрэндж - заметно больше остальных. Последний
из них сохранился лучше прочих; его диаметр достигает 300 футов [1], а
высота - 70 футов; на вершине холма устроена своею рода платформа шириной
120 футов в поперечнике. В кургане проводились археологические раскопки, в
ходе которых в нем были найдены древнеримские монеты, золотые украшения,
медные булавки и железные кольта и ножи. Увы, мы уже никогда не узнаем, что
еще было скрыто в нем в древности, поскольку Ньюгрэндж, так же и Кноут и
Доут, еще в IX веке был беззастенчиво разграблен датскими гробокопателями.
Проникнуть в курган можно через квадратный портал, каменная кладка которого
украшена причудливым орнаментом из переплетающихся спиралей. За порталом
начинается каменный подземный ход длиной более 60 футов, постепенно
расширяющийся и ведущий во внутреннюю камеру с коническим куполом высотой
около 20 футов. По сторонам этой центральной камеры устроены неглубокие
ниши, в которых находятся овальной формы чаши, вытесанные из каменных глыб.
Огромные плиты, из которых сложено это древнее сооружение, украшены такими
же спиральными орнаментами, что и портал.
[1] 1 Фут=0,48 см (/прим. перев/.).
Происхождение этого изумительного доисторического монумента остается
загадкой; существует предположение, что его воздвиг некий народ, обитавший в
Ирландии еще до прихода кельтов. Глядя на величественные руины Нью-грэндж,
начинаешь понимать строки старинного ирландского поэта Мак Ниа, дошедшие до
нас в составе Баллимотской книги:
Взгляни на /Сидх/, стоящий пред тобою,
И ты поймешь, что это - царский дом,
Построен в древности могучим Дагдой;
Поистине, сей холм - дворец чудес.
Однако с именем самого Дагды принято связывать не Ньюгрэйндж и даже не
Кноут или Доут, а совсем другой /сидх/. Это - небольшой курган на берегу реки
Бойн, известный под названием "Могила Дагды". В старинном стихотворении,
датируемом XI веком, говорится, что боги Туатха Де Данаан использовали холмы
(ирл. /бруги/) в качестве усыпальниц. Именно в ту эпоху мифология Ирландии бы
переосмыслена в качестве своего рода духовной истории страны. Поэма,
получившая название "Хроника гробниц" не только упоминает "Монумент Дагды" и
"Монумент Moрриган", но и прямо указывает места погребения таких персонажей,
как Огма, Этэйн, Кэйрбр, Луг, Боанн и Оэнгус.
Кстати, сегодня мы склонны воспринимать образ Оэнгуса далеко не в столь
мрачном свете. В самом деле, в одной из старинных историй, сохранившихся в
составе Лейнстерской книги, он предстает куда более живым персонажем.
Оказывается, когда боги делили между собой /cидхи/, "Сына Молодости" на месте
не оказалось: он где-то странствовал. Вернувшись, он тотчас потребовал у
своего отца, Дагды, отдельный /сидх/ для себя. Дагда отвечал, что все
/сидхи/
уже розданы и свободных больше не осталось. Оэнгус запротестовал было, но
что он мог поделать? Честным путем - ничего, а вот с помощью хитрости - все,
что угодно. Хитрец Оэнгус сделал вид, что покорился судьбе, и принялся
|
|