|
Вон - славные рыбы!
Моря полны рыбой!
Эта мольба, принятая столь же благосклонно, как и предыдущая его
просьба, по всей видимости, имела следующий смысл:
Пусть рыбы морские теснятся косяками в наших бухтах!
Пусть волны морские прибьют к берегам множество рыбы.
Пусть лососи в обилии попадаются в наши сети!
Пусть всякую рыбу неустанно приносит нам море!
Пусть камбала почаще попадается в наши сети!
Эту песню сложил я на бреге морском,
В нашей бухте, где в изобилии водится всякая рыба.
Затем, собрав уцелевших воинов, сыны Мил Эспэйна походным маршем
устремились на племя богини Дану.
Произошли две решающие битвы, первая - в Гленн Фаизи, в долине у
подножия гор Слив Миш, что к югу от Трэйли, а вторая - при Тэйлтиу, сегодня
носящем название Теллтаун. В обех битвах боги Туатха Де Данаан потерпели
поражение. Все их цари были убиты тремя оставшимися в живых сынами Мила: Мак
Куилла поразил Эбер, Мак Кехта - Эремон, а Мак Грейна убил сам друид
Амхэйргин. Побежденные и разгромленные, боги уныло скрылись в подземном
царстве, оставив землю во владение захватчикам.
С того дня, по словам древних хронистов, начинается настоящая история
Ирландии. Поскольку старший сын Мила, Донн, погиб, царская власть по закону
перешла в руки второго сына - Эремона. Однако третий сын, Эбер, при
поддержке своих сторонников, потребовал от брата своей доли владений, и
Ирландия была разделена на две равные части. И тем не менее в конце того же
года между братьями вспыхнула война. Эбер был убит в бою, и полновластным
царем Ирландии стал Эремон.
Глава 11.
БОГИ В ИЗГНАНИИ
Однако, хотя смертные и одержали над богами победу, не имеющую
прецедентов в мифологических системах других народов, им не удалось
полностью подчинить их себе. Потерпев поражение на поле боя, племя богини
Дану нисколько не утратило своих божественных атрибутов, благодаря которым
бывшие боги могли либо помогать людям, либо причинять им зло. "Велика была
сила и власть Дагды, - говорится в трактате, дошедшем до нас в составе
Лейнстерской книги, - над сынами Мила; сохранилась она и после покорения
Ирландии, ибо боги лишили людей молока и зерна, так что смертным пришлось
заключать мир с Дагдой. Лишь после этого, заручившись поддержкой богов, они
смогли собирать урожай и пить молоко от своих коров". В основе этого
странного договора лежало представление о том, что, хотя боги Туатха Де
Данаан и удалились в подземное царство, они должны были получать от своих
преемников дары и приношения. В стихотворении, приписываемом Диннсенхусу из
Маг Слехт, говорится, что
С самого начала
Правленья доблестного Эремона
Здесь поклонялись идолам.
Так было Вплоть до прихода Патрика из Махи [1].
[1] См. главу 4 - "Религиозные верования древних бриттов и друидизм".
Лишившись реальной власти над земле, боги отправились на поиск нового
пристанища. Они даже устроили совет, но его участники разделились на два
лагеря. Некоторые боги хотели отрясти со своих осиротевших ног прах Ирландии
и отправиться за море на поиски блаженных краев, затерянных в неведомой
дали. Там, на крайнем западе, не доступный никому, кроме немногих избранных
смертных, находился остров, своего рода гэльский мифический аналог места
вечного блаженства бриттов. Вспомним Теннисона:
...тот остров - Авильонская долина,
Где не бывает ни дождей, ни снега,
Ни даже ветра резкого. Она
Лежит в лугах медвяных и садах
И с морем радугой обручена [1].
[1] Теннисон А. Королевские идиллии. Странствия Артура.
Короче, это край вечного наслаждения и отдохновения, называемый в
разных источниках по-разному: Тир Таирнигириб ("Земля обетованная"), Маг
Мелл ("Равнина блаженства"), Тир-нам-Бео ("Страна [вечной] жизни"),
Тир-на-Ог ("Страна молодости") и Хай-Брезал ("Остров Врезала"). Кельтская
мифология буквально переполнена описаниями красот и чудес этой волшебной
страны, предания и легенды о которой никогда не умирали в памяти поколений.
|
|