Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кельтская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 243
 <<-
 
деяниях, служил для них своего рода опорным пунктом, откуда они требовали со
всех   ирландцев  ужасную   дань,   весьма   напоминающую  дань,  о  которой
рассказывается в  греческом  мифе  о  критском Минотавре.  Две трети  детей,
родившихся у  племени Немхеда  в  течение  года,  должны  были приноситься в
жертву на  празднике Самхейн. Доведенные до предела отчаяния, уцелевшие люди
племени  Немхеда  осадили башню  и захватили ее,  убив самого Конана. Однако
торжество их  оказалось недолгим. Другой король фоморов, Морк, собрал войско
и нанес  людям Немхеда столь  сокрушительное  поражение, что  из шестнадцати
тысяч мужчин, участвовавших в штурме башни, в живых осталось не более трети.
И уцелевшим пришлось  вернуться, откуда  пришли,  или умереть,  что на языке
мифа означает одно и то же.
     Невозможно  не  заметить большое сходство между двумя этими мифическими
вторжениями в Ирландию.  Особенно показательно в этом отношении упоминание о
загадочной  эпидемии,  погубившей  все племя  Парталона  и почти всех  людей
Немхеда. Можно предположить, что эти легенды попросту дублируют друг друга и
что первоначально существовало только одно  предание, по-разному воспринятое
и усвоенное мифологизированным  сознанием иберийцев и кельтов.  По-видимому,
предание о Немхеде имеет  кельтские корни,  а  легенда  о  племени Парталона
возникла у аборигенов Ирландии. Имя  Парталон, начинающееся на "п", является
совершенно  чуждым  для  гэльского  языка.  Более  того, старинные  хронисты
приписывают Парталону дальних предков, определенно неарийские  имена которых
всплывут впоследствии в именах вождей Фир Волга. Немхед появился в  Ирландии
значительно позже, чем  Парталон, подобно тому как гэлы, "сыны Мил Эспэйна",
или милесиане, пришли на остров позже, чем иберийцы, или "люди Фир Болг".
     Люди Фир Болг упоминаются в  мифах как вторые  колонизаторы Ирландии. В
различных преданиях говорится о том, что они пришли из Греции или "Испании",
что, по-видимому, представляет  собой  постхристианский эвфемизм  кельтского
Гадеса,  или Аида. Этот народ состоял  из  трех племен,  именовавшихся  "Фир
Дхомхнанн",  или  "люди Домну", "Фир Гаилиоин", или "люди Гаилиоин", и  "Фир
Болг",  или "люди Болг", но, несмотря  на традицию,  предписывающую называть
весь  племенной союз по  имени  первого племени,  их обычно называли как раз
наоборот - по имени последнего. Сохранилось немало любопытных историй  об их
жизни в Греции, о том, как они пришли в Ирландию, но все эти предания скорее
всего вымышленные и не находят подтверждения в наиболее древних текстах.
     Так,  мы узнаем,  что  в  годы их владычества  люди Фир  Болг  поделили
Ирландию между  собой:  клан Фир Болг правил в Ольстере, клан Фир Дхомхнанн,
разделившийся на три отдельных королевства, занял Норт Мунстер, Саут Мунстер
и Коннахт; а  клан Фир Гаилиоин  владел Лейнстером. Границы  всех пяти  этих
провинций  сходились на  холме, именовавшемся  в  старину  "холм  Балора", а
впоследствии получившем  название  "Уиснехский  холм".  Холм  этот находится
неподалеку от Ратхконратха в графстве Уэст Метх и, как считается, в глубокой
древности отмечал собой самый центр Ирландии. Люди Фир Болг правили  страной
с момента ухода племени Немхеда и до появления племени богини Дану. Всего за
этот период  у  них  сменилось девять верховных  королей. Когда  в  Ирландию
прибыли боги клана Дану, островом  правил король по имени Эохаидх, сьш Эрка,
по  прозвищу  Гордый.  Других свидетельств  о существовании  этого народа  в
Ирландии   у   нас  практически  нет.   Однако   совершенно  очевидно,   что
первоначально это  были  не боги, а  некое  доарийское  племя,  которое, как
обнаружили  гэлы,  высадившиеся  в  Ирландии,  уже  успело  обосноваться  на
острове.
     Существуют  условия, при  которых племя, стоящее на  определенном этапе
развития  культуры,  считают  другие племена,  находящиеся  на более  низкой
стадии,   либо   полубогами,    либо,   напротив,   полубесами.    Страх   и
подозрительность,  с  которыми  древние  кельты  относились к  преуспевающим
аборигенам   острова,  привели  к  тому,  что  они  были  наделены   чертами
"сверхчеловеков".  Кельты  очень  боялись  тех магических ритуалов,  которые
практиковали  туземцы  в  своих хорошо укрепленных святилищах на холмах  или
труднодоступных островках посреди болотистых трясин.  Гэлы, почитавшие  себя
детьми света, сторонились  этих мрачных  иберийцев, "детей тьмы". Да  и сами
названия их племен нередко давали для этого все основания. Так, существовали
племена  /Корка-Оидки/  ("Люди тьмы") и  /Корка-Дуибхни/  ("Люди  ночи").  
Земли
одного  из племен  западной  Ирландии, так  называемых  /Хи  Дорхаиди/  ("Сыны
мрака"),  именовались "страной  ночи". Кельты, принесшие с собой в  Ирландию
своих собственных богов, отказывались верить, что даже клан богов, Туатха Де
Данаан,  мог  без боя отобрать земли у столь искушенных колдунов  и волхвов,
как иберийцы.
     Кроме   того,  эти  племена,  или  кланы,  считались  каким-то  образом
связанными с  пресловутыми  фоморами.  Подобно тому,  как  наиболее  крупное
иберийское племя именовало  себя "люди  Домну",  фоморы  назывались  "богами
Домну",  а  один  из  их  царей, Индех,  -  "сыном  Домну".  Таким  образом,
совершаемая в вечности  битва между богами - детьми Дану и гигантами, сынами
Домну, служит своего рода перенесенным в потусторонний мир отражением памяти
о   реальных   столкновениях   и   битвах  между   интервентами-кельтами   и
аборигенами-иберийцами.  Эти образы  получили свое  отражение и в позднейшем
цикле о героях. Племена,  захватившие Ольстер, par  excellence  [1] арийцы и
гэлы,  вовсе не были  столь свирепыми  врагами, как  кланы  Фир Дхомхнанн из
Мунстера или  Фир Гаилиоин из  Лейнстера.  Некоторые  ученые  усматривают  в
поздних преданиях о  смертельной борьбе между  Верховным королем Ирландии  и
мятежными  фианами  [2] последний  исторический или мифологический отголосок
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 243
 <<-