Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Китая :: Кирилл Королев - Китайская мифология
 [Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-
 
Кирилл Королев

Китайская мифология

Китай — безусловный социально-политический и культурный феномен человеческой 
истории. Нет другой цивилизации, которая отличалась бы такой же устойчивостью 
ко всем потрясавшим ее кризисам и выходила бы из них, говоря словами 
современного китайского поэта, «обновленной, но прежней». Верность традиции 
проявляется в Китае во всем, в том числе и в мифологии, которая во многом до 
сих пор определяет китайский взгляд на мир. Китайская мифология позволяет 
человеку вновь и вновь возвращаться к истокам человечности в себе, ибо 
ориентирована на «технику сердца». И в этом — секрет ее поразительного 
долголетия.


Предисловие
ДРАКОН, НЕ ВЕДАЮЩИЙ СНА


О, Небо! Ты всех истин бескорыстней, Ты видишь все, что скрыто в нашей мгле, Ты 
помогаешь тем, кто в этой жизни Достойно существует на земле.

Цюй Юань. Лисао
[1]


«Если спрятать лодку в бухте, а холм — в озере, скажут, что они в сохранности, 
но в полночь силач унесет все на спине, а невежда ничего не будет знать. В 
каком бы подходящем месте ни спрятать большое или малое, оно все же исчезнет. 
Вот если спрятать Поднебесную в Поднебесной, ей некуда будет исчезнуть, — таков 
общий закон для всех вещей».
Китай на протяжении тысячелетий успешно выполнял этот завет своего великого 
философа Чжуанцзы: страна замыкалась в себе и на себя, оставаясь загадкой для 
остального мира. Европейцы воспринимали Китай наряду с Индией — и, позднее, 
Японией — как страну экзотических диковинок; непривычным и непонятным казалось 
все — от языка и веры до придворного этикета и правил поведения в обществе. Так,
 первый европеец в Китае Марко Поло писал, поражаясь «варварским нравам» 
китайцев: «Эти народы идолопоклонники, а что до их богов, то у каждого высоко 
на стене его комнаты прибита табличка, на которой написано имя, обозначающее 
Всевышнего, Небесного Бога; ей они каждый день поклоняются с кадилом фимиама 
следующим образом: поднимают руки вверх и трижды скрежещут зубами, чтобы Бог 
дал им хороший ум и здоровье, а другого они у него не просят. Ниже, на полу, 
стоит изображение, это бог земных вещей, рождающихся по всей земле. Ему они 
придают жену и детей и поклоняются ему таким же образом с кадилом, скрежеща 
зубами, и поднимают руки; у него просят благоприятной погоды, земных плодов, 
сыновей и подобных благ. Душу они считают бессмертной в том смысле, что тотчас 
после смерти человека она переходит в другое тело; смотря по тому, жил ли 
человек хорошо или дурно, душа переходит от хорошего к лучшему или от дурного к 
худшему. Если это был бедный человек и вел себя при жизни хорошо и скромно, то 
он после смерти возродится от дворянки и сам будет дворянином; потом он родится 
от государыни и будет государем; поднимаясь все выше и выше, он, наконец, 
доходит до Бога. Если же он вел себя дурно, то он, если был сыном дворянина, 
возрождается как сын крестьянина, потом возрождается собакой и спускается к все 
более презренной жизни. Они говорят цветистым языком; приветствуют друг друга 
вежливо, с веселым и радостным видом; держат себя с достоинством и едят очень 
чисто. Отцу и матери оказывают большой почет; если же случится, что 
какой-нибудь сын оскорбит родителей или не поможет им в случае нужды, то есть 
особенное присутственное место, у которого нет другого дела, как наказывать 
неблагодарных сыновей, оказавшихся виновными в каком-нибудь неблагодарном 
поступке по отношению к родителям».
Разумеется, китайская «самоизоляция» существенно отличалась от, к примеру, 
«великой изоляции» Японии: в конце концов, последняя — цепочка островов, до 
которой еще нужно доплыть, а Китай с его протяженной сухопутной границей, даже 
несмотря на строительство Великой китайской стены, физически не мог 
отгородиться от иноземного влияния (благодаря которому, в частности, в 
Поднебесную проник буддизм). Тем не менее страна многие века оставалась 
«закрытой» — и именно поэтому сумела сохранить самобытность до наших дней, 
вопреки глобальным цивилизационным процессам последних столетий. И сегодня, как 
и несколько веков назад, когда знания европейцев о Китае ограничивались 
сведениями Марко Поло и сообщениями отцов-иезуитов, первые миссии которых 
появились в Поднебесной в XVI веке, само слово «Китай» будоражит воображение, 
олицетворяя собой Восток — загадочный, таинственный и по-прежнему непостижимый.

Первые люди в Китае, как показали данные археологических раскопок, появились 
около 500 000 лет назад; по всей вероятности, они были выходцами из Западной 
Азии. А первые культуры на китайской территории сложились в эпоху неолита. 
Культура Яншао в излучине реки Хуанхэ, в районе Лессового плато, возникла 
приблизительно 6000 лет назад; чуть моложе — около 4000 лет назад — в нижнем 
течении реки Янцзы сформировалась культура Луншань. Именно комбинация этих двух 
культур, возникших в бассейнах великих рек, подобно другим цивилизациям 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 134
 <<-