|
древности, и стала тем «зернышком», из которого произрос Китай.
Согласно конфуцианской традиции, прародителями китайцев были первопредки Фуси и
Нюйва, которым наследовал первый земледелец Шэньнун, а ему — основатель
китайского государства Хуанди, «первый император». С Хуанди, как утверждает
традиционная историография, начинается эпоха Пяти императоров: это сам Хуанди,
Чжуаньсюй, Ку, образцовые правители Яо и Шунь. Шунь передал трон усмирителю
потопа Юю, а когда последний умер, люди пожелали видеть правителем его сына.
Так в Китае появилась первая правящая династия — Ся, которой открывается эпоха
Трех династий (Ся, Шан-Инь и Чжоу).
Многие исследователи склонны считать династию Ся легендарной, поскольку никаких
фактических доказательств ее существования не обнаружено; известна только
генеалогия ее правителей. А вот реальность следующей династии — Шан-Инь — не
подлежит сомнению: сохранились многочисленные надписи этой эпохи на гадательных
костях, а в 1950 г. в провинции Хэнань в ходе раскопок было найдено древнее
городище — как удалось установить, столица царства Шан.
Культура Шан-Инь была культурой бронзового века. Из бронзы отливались сосуды,
служившие для жертвоприношений предкам, оружие и некоторые инструменты. Именно
в эту эпоху в Китае начал складываться культ предков, оказавший столь
значительное влияние на китайскую культуру. По замечанию отечественного
синолога В. В. Малявина, «связь живых с умершими родичами была стержнем всего
общественного уклада шанцев… Для людей этой эпохи мир мертвых был устроен точно
так же, как мир живых: положение в нем каждого усопшего предка определялось его
местом на родовом древе. Существовал Верховный Предок Шанди, который в силу
своей отдаленности от мира живых почти не вмешивался в людские дела. Была еще
категория старших предков, уже лишившихся имени и в религии шанцев имевших,
скорее, лишь символическое значение. Вместе с тем иньская религия предполагала
экстатическое общение живых с умершими, тесно связанное с оргиастическими
празднествами и человеческими жертвоприношениями».
В 1027 году до нашей эры царство Шан-Инь пало под натиском племени чжоу,
западного соседа шанцев. Царь побежденных — «иньский Цзе» или «тиран Цзе»
исторических хроник — покончил с собой, и к власти пришла династия Чжоу.
Верховный правитель чжоусцев именовался «Сыном Неба»
(тяньцзы);
этот титул китайские императоры сохраняли за собой вплоть до 1912 г. — когда
отрекся от престола Пу И, последний император династии Цин.
В эпоху Чжоу произошло событие, имевшее определяющее значение для китайской
культуры: чжоусцы отказались от человеческих жертвоприношений и оргиастических
культов и провозгласили основной доблестью человека его добродетель. Как пишет
В. В. Малявин, «вообще династию Чжоу можно считать основоположницей китайской
цивилизации: именно при ней сложились основные государственные институты и
нравственные ценности, определившие лицо китайской империи и китайской
культуры».
Империя Чжоу просуществовала сравнительно долго — не менее трех столетий. К VII
веку до нашей эры эта империя оказалась фактически раздробленной на
многочисленные царства, которыми управляли в основном ближайшие родственники
первых чжоуских царей. Этот период китайской истории получил название эпохи
Разделенных царств, а в 481 году до нашей эры ее сменила эпоха Борющихся
царств; столь точная дата связана с тем, что 481 годом заканчивается древнейшая
китайская летопись «Весны и осени», повествующая о легендарных событиях
незапамятных времен, и от окончания этой летописи принято отсчитывать
фактическую историю Китая.
Эпоха Борющихся царств, помимо непрерывных военных походов, знаменательна тем,
что именно в этот период (или немногим ранее) жили и проповедовали свои учения
великие родоначальники важнейших китайских идеологий — Конфуций и Лаоцзы.
Несмотря на все различия между конфуцианством и даосизмом, их объединяет тот
факт, что эти сугубо китайские вероучения, собственно, и сформировали китайский
взгляд на мир — взгляд, которого Китай придерживался на протяжении тысячелетий
и во многом придерживается по сей день.
Среди Борющихся царств постепенно возвысилось царство Цинь, подчинившее себе
все остальные; правитель Цинь взял себе титул «хуанди», который принято
переводить на другие языки как «император». В историю этот правитель вошел под
именем Цинь Шихуанди, то есть «Первый император Цинь». При нем Китай окреп в
военном и экономическом отношении, действительно стал Поднебесной империей и
государством в центре мира (термин «Срединное государство» возник в эпоху
Разделенных царств), а вдоль северных рубежей страны началось строительство
грандиозной стены, позднее получившей название Великой китайской. Кроме того,
Шихуанди печально знаменит тем, что при нем были официально запрещены
«бесполезные» книги (в том числе философские трактаты и исторические хроники) и
состоялось в 213 году до нашей эры «сожжение книг», по причине чего многие
источники по истории и культуре (в том числе мифологии) Китая оказались
безвозвратно утраченными.
Империя Цинь рухнула под бременем внутренних проблем. Ее сменила династия Хань,
правление которой продолжалось четыреста лет. Эта эпоха, по замечанию В. В.
Малявина, стала временем, «когда сложились незыблемые до XX века основы
имперского правления и сделалась очевидной роль культуры в консолидации
китайской ойкумены». При династии Хань была «восстановлена в правах»
архаическая мифология — правда, в ее конфуцианском, рационализированном
варианте, самого Конфуция обожествили, а даосизм получил государственное
|
|