|
из крови — море.
[10]
Из крови убитого Имира, согласно «Младшей Эдде», возник мировой океан, а из
мозга инеистого великана боги сотворили облака.
Греческая теогония не упоминает о принесении первосущества в жертву, однако в
орфическом гимне Зевсу находим «наложение» образа бога богов на образ
первосущества-жертвы:
Зевс — владыка и царь, Зевс — всех прародитель единый.
Стала единая власть и бог-мироправец великий,
Царское тело одно, и в нем все это кружится:
Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей,
Метис-первородитель и Эрос многоусладный —
Все это в теле великом покоится ныне Зевеса.
В образе зримы его голова и лик велелепный
Неба, блестящего ярко, окрест же — власы золотые
Звезд в мерцающем свете, дивной красы, воспарили.
Бычьи с обеих сторон воздел он рога золотые —
Запад вкупе с Востоком, богов небесных дороги.
Очи — Солнце с Луной, противогрядущею Солнцу.
Царский же ум неложный его — в нетленном эфире,
Коим слышит он все и коим все замечает…
Тела же образ таков: осиянно оно, безгранично,
Неуязвимо, бездрожно, с могучими членами, мощно.
Сделались плечи и грудь, и спина широкая бога
Воздухом широкосильным, из плеч же крылья прозябли,
Коими всюду летает. Священным сделались чревом
Гея, всеобщая мать, и гор крутые вершины.
В пахе прибой громыхает морской, тяжелогремящий,
Ноги — корни земли, глубоко залегшие в недрах…
[11]
В славянской (точнее — северорусской) «Голубиной книге» также повествуется о
жертвоприношении первосущества, повлекшем за собой сотворение мира (правда, под
влиянием христианства опущен момент расчленения тела первосущества и привнесены
христианские мотивы):
У нас белый вольный свет зачался от суда Божия;
Солнце красное от лица Божьего
Самого Христа Царя небесного;
Млад светел месяц от грудей его;
Звезды частые от риз Божьих;
Ночи темные от дум Господних;
Зори утрени от очей Господних;
Ветры буйные от Свята Духа;
У нас ум-разум самого Христа,
Самого Христа Царя небесного;
Наши помыслы от облак небесных;
Кости крепки от камени;
Телеса наши от сырой земли;
Кровь-руда наша от черна моря…
Русский религиозный философ Г. П. Федотов в связи с этим фрагментом «Голубиной
книги» замечал: «Стих не дерзает говорить о теле, о костях Божиих и
отказывается ставить вопросы о происхождении земли, моря и гор (камней). Ответы
на эти вопросы легко угадываются; они становятся ясны по аналогии с
происхождением тела Адамова. Но певец умалчивает о них, думается, по требованию
религиозного целомудрия, подавляя в себе естественный интерес к космологии
матери-земли».
Очевидные параллели между китайским мифом о Паньгу и индоевропейским сюжетом
заставляют предположить постороннее, «арийское» (то есть индийское) влияние на
китайскую традицию (у некитайских народов Южного Китая, как уже упоминалось,
Паньгу — чудесная собака, любимый пес властителя и супруг его дочери,
прародитель народа мяо, но никак не первосущество). Л. С. Васильев видит в мифе
о Паньгу искусственную конструкцию, тщательно выстроенную даосами: «Этот миф —
яркий пример использования даосами народных верований и трансформации их,
пример вторичного, творческого, утилитарного использования мифов в своих целях.
Разработка и популяризация мифа о Паньгу способствовала ознакомлению широких
|
|