Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Народные повести и рассказы Южной Индии
 [Весь Текст]
Страница: из 55
 <<-
 


   
Народ -  зорок и  наблюдателен.  Слово народа -  ярко,  метко и  остро.
Народные повести и рассказы Южной Индии еще одно тому подтверждение.
   В Южной Индии говорят на четырех основных языках:  тамильском,  телугу,
малаяльском и каннада.  Языки хотя и родственные, но разные. Однако 
многиеиз любимых героев народной литературы - общие для всего Юга. Они 
привычныегости  в  домах индийцев и  развлекают их  остроумными шутками и  
веселымивыходками.  Их смех отнюдь не пустое зубоскальство. Это орех, 
содержащий 
всебе ядро глубокого смысла.
   Общность южноиндийского фольклора имеет свое историческое объяснение. 
ВXIV  -  XVI  вв. весь Юг был сплочен в могущественную империю Виджаянагар.
Самым   знаменитым,   самым   прославленным   правителем  этого  
огромногогосударства был Кришна Дева Райя, который также оставил по себе память 
какученый  и  поэт,  автор  книги  "Амуктамальята".  В должности его 
главногосоветника,  или,  пользуясь  современным  словом,  -  министра, 
подвизалсяАппаджи,   человек,   бесспорно,   выдающийся,  о  котором,  к  
сожалению,
сохранились  лишь  очень скудные сведения. При императорском дворе 
блисталпоэт-острослов Тенали Раман. Эти трое - Кришна Дева Райя, Аппаджи и 
ТеналиРаман - обрели вторую жизнь в народном творчестве Южной Индии. Разумеется,
фольклорный император, его министр и придворный поэт мало походят на 
своихреальных  прототипов.  В  переосмыслении  образа Кришны Девы Райи 
народноевоображение явно берет реванш за те бесчисленные муки и страдания, 
которыепришлось  претерпеть  небогатым и незнатным южноиндийцам от 
многочисленныхцарей   и  царьков  -  их  угнетателей.  Император  в  народных  
рассказахпростодушен  до  глупости,  по временам жесток и коварен. Советник 
Аппаджилегко одерживает над ним верх во всех спорах и столкновениях. А выходец 
изпростого народа, весельчак и балагур Тенали Раман превосходит остротой 
умаи  находчивостью  не  только самого Кришну Деву Райю, но и его правую 
руку(если не сказать - голову) - министра Аппаджи.
   Простолюдин и герой другого цикла рассказов - Мариядей Раман. 
Благодаряприродной  сметливости и мудрости он становится царским судьей, 
воплощая 
всебе народные идеалы справедливости. честности и бескорыстия.
   Демократические устремления,  свойственные южноиндийскому фольклору, 
совсей    полнотой    проявляются   в    обрамленных   "Повестях   
советникаМаданакамараджана".  Дочь простого торговца мстит за свою обиду 
надменномуцарскому сыну.  Насмешка не  щадит ни  земных,  ни  даже  небесных 
владык.
Профессиональный деревенский игрок  в  кости  дурачит бога  смерти  Яму  
ибогов, составляющих высший пантеон, - Шиву, Вишну и Брахму.
   Народное  литературное  творчество  процветало  на  индийской  земле  
сглубокой  древности. Известно, что такие замечательные памятники 
индийскойлитературы,  как  "Джатаки",  "Панчатантра", "Хитопадеша", "Жизнь 
Викрамы,
или  Тридцать  две  истории  царского  трона",  воздвигнуты на 
фольклорномпостаменте. С этими сборниками рассказов, притч, несомненно, 
перекликаютсянародные  повести  и  рассказы  Южной  Индии.  Напрашивается и 
параллель 
ссевероиндийскими   "Поучительными   историями  о  падишахе  Акбаре  и  
егосоветнике  Бирбале"  (М.,  "Художественная  литература",  1976).  И все 
жеоригинальность,  первозданность  южноиндийского  фольклора самоочевидна. 
Ишутливо-мудрые народные повести и расссказы Южной Индии имеют все права 
навнимание наших читателей.



 * Из "Повестей советника Маданакамараджана" * 

КАК ПРОСТОЙ СМЕРТНЫЙ ПЕРЕХИТРИЛ БОГА 
СМЕРТИ
   Жил  в  стране  Чола[*]  на  берегу реки Кавери некий человек. С 
самогодетства  любил  он  азартные  игры,  -  и  в  родной  деревне его 
прозвали"Игроком".  Был  он  чрезвычайно  смел,  дерзок  и  находчив  на  язык 
и 
вплутовстве не имел себе равных. Целые дни играл он в кости. и ничем 
другимне хотел заниматься.
   [*  Чола  -  государство  на  юге Индии, которым правила династия Чола.
{Здесь и далее примечания А. Ибрагимова.
)]   Каждое  утро,  после  омовения  и завтрака, хватал он игральную доску 
икосточки,  выходил  на улицу, набрасывался на первого же встречного и 
чутьне  силком  заставлял  его  играть  с собой. В игре он не брезгал 
никакимихитростями,   кидал   косточки   за  двоих,  и  подчистую  обобрав  
своегопротивника, прогонял его без всякой жалости. Поэтому, едва завидев игрока,
все жители деревни бросались врассыпную. "Опять этот проклятый Сакуни[*]",
- ворчали они, с треском захлопывая калитки. И так было везде: и на улице,
где жили золотых дел мастера, и на улице, где жили кузнецы. Дело 
кончилосьтем,
 
 [Весь Текст]
Страница: из 55
 <<-