|
осмел оскорбить ваше богоравное величество,
следуетнещадно покарать: уста, осмелившиеся на вас плюнуть, залить
расплавленнымсвинцом дерзнувшие лягнуть вас ноги - отсечь.
Но Аппаджи не согласился с этим мнением.
- Ваше величество, - сказал он, - ноги которые осмелились вас пихнуть,
- надо украсить золотыми браслетами и увешать бубенцами, а уста,
которыена вас плюнули, - расцеловать. Ведь на крыше андапурама не могло
бытьдругого мужчины, кроме вашего сынишки.
- Да, это был мой сын, - подтвердил Кришна Дева и посмотрел на рани
сязвительной усмешкой, как бы говоря: "Теперь ты убедилась, кто из
них
умнее?" Рани откликнулась
вполголоса: - Это лишь первое испытание. Ране еще приходить к
окончательномувыводу.
5. ОСУЖДЕНИЕ ИЛИ
ПОХВАЛА
Однажды в танцевальном зале дворца Кришны Девы выступали три
прибывшиес самого юга девадаси. Они долго плясали и пели, показывая свое
искусство.
Райя был восхищен ими, но не дал им никакой награды.
- У этого царя душа как дерево и корень, - сказала первая девадаси.
- Нет, как шипы, - возразила вторая.
А третья
молвила: - Нет, душа у него каменная.
Райя спросил пандита, ставленника своей
жены: - Как мне поступить с
танцовщицами? Пандит вскочил с места и
крикнул: - Этих нахалок, дерзнувших оскорбить вас, следует обрить наголо
ипрогнать в три шеи.
- О царь царей, - сказал Аппаджи. - Эти женщины и не думали
васоскорблять. Наоборот, в их намеках скрываются тонкие похвалы.
Перваятанцовщица сказала: "Душа у него как дерево и корень", -
онаподразумевала, что у вас твердая, как дерево, воля и в глубине
вашегосердца коренится доброта. Вторая сказала: "Душа у него как шипы", -
онанамекала, что ваш нрав подобен плоду хлебного дерева: колюч снаружи,
ноблагороден на вкус. Третья сказала: "Душа у него каменная", - она имела
ввиду, что душа у вас похожа на леденец, сочетающий крепость камня
сосладостью. Их слова, в сущности, содержат восхваление. Вы должны
щедронаградить девадаси деньгами и золотыми украшениями.
Выслушав его, Райя снова повернулся к рани с насмешливой улыбкой,
какбы говоря: "Ну, теперь-то ты наконец убедилась, кто из них наделен
большим
разумом?" Рани тихо
промолвила: - Устроим еще одно, последнее испытание.
6. МУДРОМУ - РАДОСТЬ ВСЕГДА, ГЛУПЦУ И НЕВЕЖДЕ -
БЕДА
Однажды Райя был вместе со своей женой в андапураме. Он приготовил
дванебольших кулечка с золой и волосами и велел позвать Аппаджи и пандита.
- Передай этот кулечек повелителю страны Каннада, - сказал
императорученому мужу.
Пандит отправился в страну Каннада.
Когда тамошний владыка раскрыл кулек и увидел, что внутри лежат
волосыи пепел, он спросил в полной
растерянности: - Что означает это
послание? - Наш виджаянагарский император, - выпалил пандит, - хочет
этимсказать, что ты недостоин быть правителем. Лучше посыпь чело пеплом,
выдерни все волосы и живи подаяниями.
- Такого оскорбления я никогда не прощу Райе, - закричал
властелинстраны Каннада в дикой ярости. - Я испепелю Виджаянагар и прикажу
вырватьу твоего повелителя все волосы.
Он собрал большое войско: пехоту, конницу, колесницы и боевых слонов,
-и двинулся в поход на Виджаянагар.
Своего главного советника Райя послал в страну Телугу.
Аппаджи уложил кулечек с золой и волосами в ларец с драгоценностями
итронулся в путь. Вокруг него шли девушки с опахалами, под веселую
музыкутанцевали и пели танцовщицы.
- Что означает послание твоего царя? - спросил у него властитель
страныТелугу.
- О государь, - ответил Аппаджи, - во всех своих делах наш
императорруководствуется самыми благими намерениями. Недавно он
совершилжертвоприношение. Он хочет, чтобы это приношение пошло на благо не
|
|