Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
созданные Ману Сваямбхувой, — праджапати, то есть «владыки творения» (по другой 
версии мифа, праджапати — сыновья Брахмы). Их десять, и, судя по текстам, 
главная их заслуга — необыкновенная плодовитость, благодаря которой в этом мире 
появились боги и люди.
Первый праджапати носил имя Маричи («луч света»), он — отец риши Кашьяпы и 
вождь марутов. Согласно «Рамаяне», этот праджапати считался прародителем 
Солнечной династии царей: «Из Брахмана, Непроявленного, Вечного и Нетленного, 
появился Брахма. Он породил Маричи, а Маричи — Кашьяпу; Кашьяпа родил Вивасвата,
 а тот — Ману;
Ману стал отцом Икшваку, который был первым царем Айодхьи».
От второго праджапати, Атри, ведет свое начало Лунная династия царей, 
получившая имя в честь бога луны Сомы — сына Атри, как утверждается в эпосе, и 
первого царя этой династии. К ней, кстати сказать, принадлежат герои 
«Махабхараты» — пандавы и кауравы.
Третьему праджапати, Ангирасу, приписывалось традицией составление многих 
гимнов «Ригведы». Иногда его потомками называют полубогов ангирасов, своим 
пением раздробивших скалу, в которой демоны прятали похищенный скот (миф Вала).
Четвертый праджапати, Пуластья, — дед бога богатства Куберы и ракшасы Раваны; 
по преданию, через него люди узнали содержание многих пуран.
Пятый праджапати носил имя Прачетас — или Дакша. С ним связан, в первую очередь,
 миф о жертвоприношении и гневе божества (Рудры, позднее Шивы). Кроме того, 
Дакша является прародителем большинства демонов и некоторых богов: его старшая 
дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, третья 
дочь Адити — матерью адитьев (к которым иногда причисляют и самого Дакшу). 
Всего у него было 50 дочерей, из которых 13 стали женами риши Кашьяпы, 27 — 
женами бога Сомы, а 10 — женами бога справедливости Дхармы.
Шестой праджапати — Васиштха, «друг богов». Согласно мифу, он был сыном Брахмы, 
но вследствие проклятия лишился своего тела — и родился вновь из семени 
Митры-Ва-руны, оплодотворившего апсару Урваши. «Ригведа» гласит:


И ты, о Васиштха, происходишь от Митры-Варуны,
(И) рожден из мысли Урваши, о брахман.
Каплю, пролитую под божественное священное слово, —
Тебя все боги удержали в лотосе.


Это провидец, знающий о двойном (рождении),
Имеющий тысячу даров, всегда имеющий дары,
Васиштха был рожден от апсарас,
Чтобы ткать по раме, натянутой Ямой.


Этот гимн принадлежит мандале VII «Ригведы», авторство которой традиция 
приписывает роду Васиштхов и прославляет основоположника этого рода. Еще, как 
замечает П. Томас, «Агни посвятил Васиштху в содержание «Агнипураны», а 
Васиштха пересказал ее риши Вьясе, который считается автором этой пураны в ее 
современной форме».
Седьмой праджапати — Бхригу, родоначальник одноименного жреческого рода. 
Согласно пуранам, Бхригу проклял бога Вишну, который обезглавил жену мудреца, 
предоставившую укрытие асурам; по этому проклятию Вишну был обречен семь раз 
родиться среди смертных (в аватарах Варахи, Нарасинхи, Ваманы, Парашурамы, Рамы,
 Кришны и Калки). Другой миф рассказывает о том, как Бхригу установил 
первенство в триаде индийских богов (Брахма—Вишну—Шива): сначала он посетил 
Шиву, но тот уединился со своей супругой и отказался допустить к себе мудреца, 
за что Бхригу лишил его положенных жертв и заставил принять облик лингама; 
затем Бхригу пришел к Брахме, но тот также встретил его неласково, за что был 
лишен мудрецом почитания брахманов; Вишну он застал спящим и наступил ему ногой 
на грудь, чтобы разбудить, однако бог нисколько не разгневался и даже стал 
растирать руками ногу мудреца. Тогда Бхригу провозгласил Вишну единственным 
божеством, достойным почитания среди богов и среди людей.
Еще один пуранический миф повествует о том, как Бхригу медитировал, стремясь 
постичь, что есть Брахма. Сначала он осознал, что Брахма есть пища, ибо все 
происходит из пищи: «Когда существа родятся, они живут пищей, и к пище они 
стремятся, и в пищу превращаются». Затем он осознал, что Брахма есть дыхание, 
ибо все происходит от дыхания: «Когда существа родятся, то живут дыханием, и к 
дыханию они стремятся, и в дыхание превращаются». Затем Бхригу открыл, что 
Брахма есть мысль, ибо все происходит из мысли. Но он не удовлетворился этим 
открытием, продолжил медитировать и наконец осознал, что Брахма есть 
блаженство: «Все существа порождаются блаженством; и когда родятся, то живут 
блаженством, и стремятся к блаженству, и растворяются в блаженстве».
Восьмой праджапати — Нарада, автор нескольких гимнов «Ригведы», посредник между 
богами и людьми, глава гандхарвов и изобретатель струнного инструмента вина. 
«Он из тех святых мудрецов, что любят странствовать, и причастен ко всему, что 
случается во всех трех мирах. Нет секрета, который не был бы ему известен» 
(Томас). Нараду считают одной из аватар Вишну: в этом воплощении бог предрек 
матери Кришны грядущее рождение сына.
С двумя оставшимися праджапати, Крату и Пулахой, сколько-нибудь сохранившихся 
мифов не связано, зато в немалом числе сюжетов фигурируют потомки и духовные 
преемники праджапати — великие риши.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-