|
Александр Немировский
Мифы древности - Ближний Восток
От издателя
Ближний Восток — древнейший регион фиксации мифов, отстоящих от нас на пять
тысячелетий. Объединение в рамках одной книги шумерских, аккадских, хеттских,
хананейских, египетских и, наконец, еврейских мифов обусловлено географической,
политической, экономической и культурной близостью этих народов. Это позволяет
рассматривать еврейскую Библию как итог религиозно-мифологического развития не
одного народа, а всего Ближнего Востока и примыкающего к нему Египта, страны
библейского Исхода. Художественный пересказ мифов сопровождается
историко-культурным комментарием. Для историков, филологов, искусствоведов и
широкого круга читателей.
Из потопа времен
И вновь преданье это о потопе,
Вновь до небес возносится кумир,
И вновь кого-то небеса торопят,
Грозя, что в глину превратится мир!
И снова разрушает он жилище,
И снова воздвигает он ковчег,
И снова Арарат спасенья ищет
В кромешном мраке бедный человек.
Но истина написана на глине,
Не прервана тысячелетий нить.
Вот сказ о человеке-исполине,
Заставившем и прах заговорить.
Пред силами неведомыми трепет
В той речи, раболепия печать.
И дерзость та, что боги не потерпят
И от какой не смогут удержать [1].
В мифе все спорно и проблематично, начиная с самого понятия «миф». Единственное,
что не вызывает сомнения, — глубочайшая его древность. Она недосягаема для
мысли, и поэтому не возникает вопроса о родине мифа. Однако с полной
определенностью может быть вычленен и назван древнейший регион фиксации мифов.
Это Ближний Восток, где уже в конце IV тысячелетия до н. э. (ок. 3200 г.)
появилось письмо, и вместе с ним открылся единственный шанс спасти от забвения
многое из того, что люди мыслили о себе и об окружающем их мире, понять, как
они представляли свою зависимость от могущественных и непонятных им сил природы.
Впервые на Ближнем Востоке боги, до этого высекаемые из камня и вылепливаемые
из глины, изображаемые на стенах пещер, обрели имена, вступили в родственные
связи друг с другом и в воображаемый диалог с людьми. Письменность
стимулировала мифотворчество. Мифы множились и разрастались, обогащаемые
мифообменом между народами. Все настойчивей и шире в священную сферу мифов
вторгались светские, сказочные мотивы. Постепенно, несмотря на консервативную
силу религии, рассасывается архаический пласт мифов, питаемый человеческими
жертвоприношениями. Архаические мифы преображаются, переосмысливаются в духе
новых общественных интересов и задач. Происходит то, что принято называть
актуализацией мифов.
Европейцы, вовлеченные в круг христианской мифологии, были знакомы с мифами
греков и римлян, благодаря широко распространившимся с изобретением
книгопечатания произведениям древних авторов. Но о древнем Ближнем Востоке и
его мифах они долгое время могли судить лишь по еврейской Библии и её
греческому и латинскому переводам. Библия и поныне не утратила значения
важнейшего источника истории и культуры всего ближневосточного ареала. Однако
благодаря целому каскаду дешифровок древнейших памятников письменности и
успехам в освоении мертвых языков этого региона стало возможным рассмотреть
мифологические системы значительно более древние, чем библейская, и представить
себе их во всем богатстве и художественном совершенстве.
Объединение в рамках одной книги древнейших шумерских, аккадских, хеттских,
хананейских, египетских и, наконец, еврейских мифов обусловлено географической,
политической, экономической и культурной близостью народов классического
Востока. Не случайно ещё до того, как были записаны уже не клинописью, а
алфавитным письмом библейские предания, на Ближнем Востоке различные племена
почитали многих богов и героев с одними и теми же или сходными функциям, а
часто и с одинаковыми именами. Эта же близость позволяет рассматривать
еврейскую Библию, независимо от времени написания отдельных её книг, как итог
религиозно-мифологического развития не одного народа и не одной страны Ханаан,
захваченной и освоенной израильско-иудейскими племенами, а всего Ближнего
Востока и примыкающего к нему географически и исторически Египта, страны
библейского Исхода. Именно поэтому понятие "библейская археология" шире, чем
|
|