Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Патрик Колум - Великие мифы народов мира
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
своей «Песне о Гайавате».
Может показаться удивительным, что и в Новое время в Европе продолжало 
развиваться мифологическое творчество. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов 
влияние христианства на народные песни, составляющие «Калевалу». Значительная 
же часть такой поэзии, где не обошлось без влияния католицизма, находилась на 
подъеме в Средние века.
Приведенные здесь эпизоды взяты из «Калевалы», использованы руны XIII и XIV, а 
также труд Джона Аберкромби о магических песнях финнов.



ИСЛАНДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Приняв во внимание, что во Франции, Британии и Ирландии христианство было 
установлено на шестьсот лет раньше, чем оно появилось в Исландии и 
Скандинавских странах, мы осознаем, какая долгая жизнь была суждена мифологии 
Северной Европы в сравнении, скажем, с мифологией Британии и Ирландии. 
Исландская мифология является частью скандинавской мифологии, которая, в свою 
очередь, образует часть мифологии германских народов. Она развивалась отдельно 
в Норвегии и, возможно, в Исландии, где и были сделаны записи, дошедшие до 
наших дней. Исландия в том виде, в каком она представлена в исландских сагах, 
была центром скандинавского мира. Впоследствии ее мифология подверглась влиянию 
христианства. О величайшем произведении, которое рассказывает нам о сотворении 
мира и судьбе богов – «Прорицание провидицы» («Волюспо»), – ее переводчик Генри 
Адамс Беллоуз пишет следующее:
«Не подлежит сомнению, что поэма является языческой, а не христианской. В 
каждой ее строфе присутствует сила и яркость образов, которой ни один 
архаизированный христианин не может достичь. С другой стороны, свидетельства 
христианского влияния достаточно весомы, чтобы перевесить аргументы Финнура 
Джонссона, Мюлленгофа и других исследователей, которые утверждают, что 
«Волюспо» – продукт исключительно язычества. Норвежцы X века – скитальцы, из 
них христианство приняли только единицы, тем не менее они имели тесные связи с 
уже обращенными кельтами, и во многих отношениях кельтское влияние ощущается 
очень сильно».

Мы обязаны своими знаниями этой мифологии поэтической и прозаической Эдде. 
Первая представляет собой собрание поэм, прославляющих богов и героев прежних 
времен, а вторая является справочным руководством, где описываются божества и 
их деятельность, а также приводятся отдельные истории из жизни богов и героев. 
Ученые пришли к выводу, что саги, составляющие «Поэтическую Эдду», приняли свой 
нынешний вид примерно между 900 и 1050 годами. «Прозаическая Эдда» была 
составлена исландским ученым Снорри Стурлусоном примерно в 1220 году. Повторное 
открытие этой мифологии приветствовалось всеми германскими народами и считается 
достоянием человечества. Сюжеты германской мифологии легли в основу знаменитой 
оперы Вагнера «Кольцо нибелунга»
[1]
; трагическая музыка знаменитого композитора дала им новую жизнь.




ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Индия – самая «мифологизированная» из существующих цивилизаций; мифология, 
широко используемая в ее литературе, имеет тройственный характер. Прежде всего, 
существует арийская мифология, которая имеет связь с мифологиями Персии, Греции 
и Италии. Мы знаем ее по ведийским гимнам (оформившимся между 1200 и 800 годами 
до н. э.) и поэтому называем ведийской. Затем, существует мифология, которая 
номинально происходит из вед, но значительно отличается по содержащимся в ней 
идеям и концепциям. Это мифология брахманизма, живая мифология Индии, открытая 
для нас в грандиозных эпических произведениях, созданных примерно в IV веке до 
н. э., – «Рамаяна» и «Махабхарата». Буддизм, движение, изначально имевшее целью 
упростить брахманизм, добавил новые черты в мифологию страны. Из него 
сформировалась мифологическая система, связанная с существами, которые время от 
времени воплощались в героев, призванных спасти человечество: истории о 
подобных инкарнациях и о попытках будд достичь просветления являются ее 
составными частями. В нее также входят рассказы о животных, повествующие о 
воплощениях будд в тела зверей. В отличие от Персии и Европы мифотворчество 
Индии никогда не вытесняли движения, подобные зороастризму и христианству.
В отношении своей мифологии Индия является неким водоразделом: системы, которые 
на первый взгляд сильно различаются между собой, на самом деле очень близки 
друг другу. Диаус Питар, отец-небо, по сути, не кто иной, как Зевс или Юпитер; 
с ним взаимодействуют Индра – грозовой бог, Агни – бог огня и небесные 
всадники-близнецы, которые сходны с божествами в европейской мифологии. 
Ведическая мифология была идеологией простых людей, обрабатывавших землю и 
выращивавших скот. Брахманизм же исходил из определенных философских идей: 
время и пространство представлены здесь в размерах непостижимых для европейской 
культуры; есть бесчисленное количество миров, нет числа периодам творения; боги 
бессмертны, но им суждено быть поглощенными вместе со вселенной в конце 
космического цикла. Мифология брахманизма, в том виде, в каком она представлена 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-