Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Дмитрий ГАВРИЛОВ - Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
ться куда
угодно, склонность к воровству, колкий язык, если не красноречие, и
хитрость, а также ряд других мелких деталей позволяют отметить
разительное сходство образов скандинавского Локи с греческим Гермесом.
Сходство по сути тоже налицо.

Локи часто выступает спутником других асов и их посланцем, если надо
исправить, казалось бы, непоправимое — например, та же утрата асами
волшебных молодильных яблок. Насмешник Локи не так уж и плох, как
трактуют его некоторые недалекие издания, ошибочно перенося христианские
понятия о добре и зле, о рае и аде, о дьяволе по имени Локи на почву
древней культуры Скандинавии. Локи не раз выручал асов, в том числе
сопровождая тугодума Тора в экспедиции за пропавшим молотом.

Этот сюжет был столь популярен, что остался в памяти народной навсегда и
сохранился в исландской, шведской, датской и норвежской традициях[75]. В
старой скандинавской балладе 13-14 вв. "Старик Тор", одной из немногих,
которая по содержанию совпадает с песнею "Старшей Эдды" имя Локи
искажено и звучит как "Локен", но мы без труда узнаем его[76].

Домой плетется старый Тор,
Беда стряслась у Тора,
Украли молот у него,
И он не знает вора.
Старый Тор жеребца седлает.

Локен по воздуху к Греммилю мчит,
Ломая о ветер крыло.
Примчался в Греммелигор-
Там было еще светло.
Старый Тор жеребца седлает.

Греммиль в горне огонь ворошит,
Жару подбавить хочет:
В Осгоре, видно, что-то стрялось,
Раз Локен нагрянул к ночи.
Старый Тор жеребца седлает.

Достаточно обратиться к "Песне о Трюме", чтобы убедиться в идентичности
содержания. Не имеем ли мы дело с ранее неизвестным хейти, если не для
самого Локи, то хотя бы для всех прочих действующих лиц? Тор в этой
балладе назван "Турекалл" — старик Тор, Фрейя — Вальборг, Трюм —
Греммиль, Етунхейм — Греммилигор, Асгард — Осгор.

Нельзя не отметить талантливую работу А. Платова [77], значительную. по
качеству догадок в отношении скандинавского Гермеса:

"Локи неpедко выступает и в ином образе — не столько зловpедно-коваpном,
сколько — дуpацко-комическом. Именно его дуpость (не-умность,
не-думание, не-делание, наконец, pазумного обpаза мыслей) и пpиводит
Локи во многие малопpиятные ситуации (наказание, последовавшее за
наpушением pитуального пиpа; гнев Тоpа за сpезанные волосы Сив; истоpия
с молодильными яблоками Идунн, пpичиной котоpой стал бессмысленный удаp
Локи и т.д.)... Такое сочетание коваpного насмешника и дуpашливого паяца
в одном божественном обpазе — далеко не единственный случай в миpовой
мифологии... В мифологии он [Д.Г.: как и олимпийский Гермес] выглядит
лицом второстепенным — pядом с такими гигантами магии и могущества, как
Один или Тоp. Но именно этот шут в глазах богов и людей становится
пpичиной и движущей силой стpоительства Асгаpда, поисков сокpовищ
Нибелунгов, создания волшебного ожеpелья Бpисингамен... Второстепенный
бог Локи учит убежденных в своем могуществе великих богов жить, быть
воинами, учит их стиранию чувства собственной важности! С этой точки
зрения "Перебранка Локи" оказывается фрагментом некоего "обучающего
мифа"... Если я, будучи магом, позволю чувству собственной важности
взять надо мной верх, если я перестану смеяться над самим собой, мое
движение остановится. Правда, если я позволю себе увлечься такого рода
"очищающим мазохизмом" и откажусь от торжественного и
спокойно-уверенного напряжения силы, — я перестану быть магом. Вот так,
и никак иначе. Две стороны монеты, неотделимые друг от друга, как свет и
тьма... Одну из них (веpоятно, "тыльную") мы уже видели — это Локи,
божественный пеpесмешник. Какова же дpугая, "лицевая", так сказать, ее
стоpона?... Дpугая стоpона — Один. Повелитель Асгаpда, бог магов, князь
миpа по ту стоpону смеpти. Его индоевpопейские аналоги: Геpмес
античности, Луг и Манавидан кельтов, Велес славян и балтов, Агни
индийцев....Мы должны разглядеть главное — бог магии и могущества, Страж
Переходов между мирами, вестник богов, — и бог-трикстер, божественный
пересмешник, — это одно и то же лицо во всей индоевропейской мифологии.
Двумя сторонами одной и той же Силы оказываются Бог-Чародей, владеющий
глубинами знания, и Бог-Паяц, отказывающийся думать и наставляющий богов
и людей в стирании чувства собственной важности..."


 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-