|
то оружие чаще всего соотносимое с
Нижним миром подобное соотнесение станет понятно, если вспомнить, что
восприятие мира в древности носило образный характер. Так ростки
растений “пробивали” землю весной подобно копью, а сами происходили из
мира подземного. В силу такого внешнего соответствия само копье
понималось как оружие хтоническое, но связанное с жизнью и возрождением.
В виде орудия последующего возрождения копьё выступает в библейском
тексте, где сказано, что Христос был убит на кресте копьем. Бог Один для
своего мистического возрождения протыкает себя копьем и пригвождает к
дереву.
Наш частый соавтор А.Е.Наговицын отмечает, что обычай насаживать на
копья головы поверженных врагов говорит не о жестокости, а о магической
попытке “возродить” силу и могущество умерших в себе, так как голова
считалась личностным вместилищем души человека.
"Быстроногий вестник Зевса
Страшное одолел порождение
Мощной семенами Земли,
Копьем уметивши в Аргуса" [65].
Рожденный Землей, неусыпный тысячеглазый Аргус мог быть сражен только
Гермесом, связанным с этим миром и оружием этого мира. Магическая
подоплека налицо. Отметим, что Аргус никак не хтонический персонаж:
“Архаический образ Аргуса переплетается с представлениями об Аргусе –
сыне Зевса и Ниобы, эпониме города Аргоса в Пелопонессе и основателе
земледелия, а так же с Аргусом – правнуком предыдущего и освободителем
людей от чудовищ (бык в Аркадии, Эхидна); этот Аргус – переходная фигура
от архаики к героизму. В дальнейшем – персонификация звездного неба”
[66]. Сюжет об убийстве Аргуса Гермесом определенным образом соотносится
с мифом об оскоплении Кроном бога Неба Урана.
В дополнение к темному образу Гемреса следует добавить, что согласно
Плутарху [67] его называют “собакой”, т.е. отождествляли с собакоголовой
обезьяной – “Тотом” и с божественным шакалом, водчим мертвых - Анубисом
(тут можно вспомнить и про волков Одина, псов Аида, собак Ямы, про
хортов Старого Старика из мифа о Иване Быковиче и т.д.)
“Вот наводящий ужас посредник между небесным и подземным миром, с
величественным ликом, то темным, то золотым, высоко возносит свою песью
голову Анубис, в левой руке держа кадуцей, правою потрясая зеленой
пальмовой ветвью” [68].
Пальмовая ветвь и Меркуриев кадуцей - эмблемы бога Анубиса. Египетский
Анубис, проводник душ умерших в подземное царство, был отождествлен с
Гермесом-Меркурием (отсюда - кадуцей). Точнее — именно с Хтоническим
Гермесом, а олимпиец традиционно сопоставлен с Тотом. Пальма у египтян —
эмблема астрологии и магии. Анубис, как и Гермес — покровитель магов.
Cыном Гермеса является воплощение самой Дикой природы — козлоногий бог
Пан, сопоставленный со славянским Велесом средневековыми авторами “Mater
Verborum”[69]. Пан соотносится с римским Фавном (Faunus, от лат. favere,
“помогать”, также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, “быть одержимым”, fando,
“пророчествовать” [70]) он также считается в римской мифологии богом
лесов, пастбищ, полей, животных, покровителем скотоводства; кроме того,
Фавн пророчествовал в стихах. Некоторые аналогии между хтоническим
Фавном и Велесом выявлены ранее, и мы не будем на них останавливаться. [71]
Вот еще некоторые эпитеты Гермеса из Гомеровского гимна [72], ему
посвященного:
"ловкач, изворотливый, дока, хитрый пролаз, быкокрад, сновидений
вожатый, разбойник, в двери подглядчик, ночной соглядатай..."; "выдумщик
хитрый, облеченный бесстыдством", "черной ночи товарищ, плут продувной,
скоторез и товарищ пирушки".
Гермес "любосмешник" издевается над Афродитой, ссоря ее с Афиной [73],
"Гермес – боговидный обманщик, он о родителе Дие солгал". [74]
По мнению Гомера:
"Пользы кому-либо мало дает, но морочит усердно смертных людей племена,
укрываемый черною ночью".
Образ темного бога бы бы неполным, если бы мы подробнее не остановились
бы на его первейшем качестве Триктера — насмешника, шута, инициатора,
проводника. Таким трикстером в греческой мифологии является Гермес.
Волшебные сандалии, с помощью которых он может быстро перемещ
|
|