|
ката.
Гермес Хтоний и Трофоний. Гермес и Локи
"Чернота" Гермеса обычно оспаривается, поэтому мы подробнее остановимся
на этом, а Гекате посвятим отдельный раздел.
Античным язычникам известно несколько нисхождений Гермеса (Меркурия).
Так по свидетельству Цицерона “один живет под землей, он зовется еще
Трофонием” [57]
Орфики в гимнах разделяют Гермеса, сына Майи и Зевса, и Гермеса-Хтония,
сына Диониса. Хотя по сути — это воплощения одной вселенской сути.
Cогласно гимну “Гермесу Хтоническому”:
“У Персефоны жрецом служишь ты в ее доме священном,
душ обреченных владыка, ты их провожаешь под землю;
Их ты низводишь, когда роковое приблизится время.
Все заклинаешь ты жезлом волшебным, священным, снотворным
И усыпленных опять воскрешаешь.” [58]
Гермеса-Хтония другие античные авторы соотносят с самим Аидом, богом
карающим. Вот как Орест призывает обрушить кару подземных богов на
голову убийц своего отца Агамемнона:
"О жилище Аида, приют Персефоны!
О подземный Гермес и могучая Кара!
Честные Эринии, дщери богов!
Вы беззаконные зрите кончины,
Зрите обманом сквернимые ложа, -
Явитесь! На помощь! Отмстите за гибель отца моего!" [59]
Порядок слов в первых двух строках позволяет соотнести Персефону и
Кару-Кору, это просто два имени одной богини. Аид же сравним с Подземным
Гермесом.
Вспомним, что Гермес сразил в битве гигантов и богов титана Ипполита,
при этом воспользовавшись шлемом Аида, который делает невидимым всякого,
кто наденет его. Гермеса нередко изображали в этом шлеме, его же, как и
меч, получил Персей у Гермеса, чтобы поразить Медузу. Носить шлем (ср.
корону) в символике мифологического мышления означает, по сути, получить
права и власть, стать равным прежнему владельцу, стать и быть им самим.
Гермес откликается на зов мстителя-Ореста:
"Несет гнев,
Несет кровь,
Изострил дух
Совершить месть.
Гермес, Майи сын,
К цели прямой ведет его,
Ведет, окутав тьмой лукавство мстителя" [60]
Как видим, обращался-то Орест к Хтонию-Гермесу, а помощь ему приходит в
образе Гермеса-олимпийца. Значит мы правы, предположив, что речь об
одном и том же великом боге.
Плутарх говорит, что Аристид после битвы при Платеях приносит "в жертву
быка Гермесу Подземному" [61]. Приносит, надо понимать для легкого
прохождения душ погибших в царство Аида.
Гермес – бог Смерти (но не в той ипостаси, что Танат, а водчий мертвых).
"Полетели за Эрмием тени, и вел их
Эрмий, в бедах покровитель, к пределам тумана и тленья..." [62]
"...И ты приди,
Гермес, водитель душ в подземном царстве,
Чтобы меня, лишь меч вонзится в бок,
Без судорог мгновенно успокоить." [63]
Гермес, как и скандинавский Локи, ярко выраженный трикстер – "отец лжи,
коварства и раздоров", их-то он и вкладывает в Пандору [64]:
"Аргусоубийца ж, вожатый, вложил после этого в грудь ей
Льстивые речи, обманы и лживую, хитрую душу.
Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою назвал".
Сделано это для того, чтобы Кривда разрушила устои земного мира и
приспело время Потопа.
Гермес (и Один) пользуется копьем, а
|
|