|
ыть во Лжи
На гибель всего мира,
Всех праведных существ... [23]
Кроме змея Дахака "Шахнаме" называет сыном Ангхро Майнью волка.
В Младшей Ясне сказано, что: "Доброму, исполненному блага Ахура-Мазде я
приписываю все хорошее, и все лучшее – ему..." [24] Хвала исполненному
всех благ Ахура-Мазде содержится и в его “туле” имен, вообще характерной
для Традиционных текстов индоевропейцев [25]. Все зло, соответственно,
от губителя мира — Ангхро Майнью.
Землю создал Ахура-Мазда [26], он же "Дух Святейший, создатель жизни
плотской" [27] В 1-ом фаргаде "Видевдата" рассказывается о том, как
Ангхро Майнью “портит” земли, созданные Ахура Маздой, как в
космогоническом, так и в этическом плане.
В 15-й главе Бундахишна сообщается, что “по вине” Ангхро Майнью Гайомарт
выронил семя, из которого родились Машйа и Машйана – первые люди. Затем
Ангхро Майнью совратил Машйу и Машйану с пути истины. Таким образом,
Анхро Майнья причастен к созданию людей. Он, точно трикстер, инициировал
создание нового мира, населенного теперь ими, нелюдимого прежде. И весь
мир есть результат борьбы этих Двух — Темного и Светлого — начал.
Ангхро Майнью — это крайняя форма бога-разрушителя в первом из
обозначенных нами типологических образов темного бога.
Аид, Плутон, Дит, Орк
Разные авторы, по свидетельству Диогена Лаэртского (2 в. н. э.),
сопоставляли греческих и персидских богов: "Аристотель в первой книге "О
философии" считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два
первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и
Оромазд, а второго – Аид и Ариман, с этим согласны также Гермипп ("О
магах"), Евдокс ("Объезд Земли") и Феомп ("Истории Филиппа")" [28].
Вряд ли древний эллин воспринимал властителя царства мертвых Аида как
злое начало, но что-то позволило носителям Традиции провести такое
сопоставление.
“Аид несмирим, Аид непреклонен; но зато из богов, ненавистнее всех он и
людям” [29]
В сравнении с прочими богами-олимпийцами, что характерно, до нас почти
не дошли гимны, посвященные Аиду, возможно, их было не так много.
“Благое они (эллины) приписывают Зевсу Олимпийцу, дурное — Гадесу (т.е.
Аиду)...” [30]
Согласно Гесиоду Аид “повелитель ушедших от жизни” [31] , из той же
поэмы известно о стороже дома Аида:
“Сторожем пес беспощадный и страшный сидит перед входом.
С злою, коварной повадкой: встречает он всех приходящих,
Мягко виляя хвостом, шевеля добродушно ушами.
Выйти ж назад никому не дает, но, наметясь, хватает
И пожирает, кто только попробует царство покинуть
Мощного бога Аида и Персефонеи ужасной.” [32]
“Шлем Аида-владыки сумрак ночной сохраняет” [33] “Афина шлемом Аида
покрылась, да будет незрима Арею”[34]
Одно из имен Аида — Плутон. Это по свидетельству современников эпитет,
связанный с богатством: "имя же Плутона пошло от богатства" ploаtoj, так
как богатство приходит из-под земли". [35]
По орфической Традиции Аид — “не данный в ощущениях, невидимый,
незримый” [36]. Согласно Орфическому гимну “Плутону”, он — “хтонический
Зевс”, т.е. неявленная третья ипостась Зевса:
“Дух, обитающий в доме подземном, таинственный мрачный
луг Тартарийский, покрытый густой, непроглядною тенью,
скипетродержец, хтонический Зевс, о, прими благосклонно
жертвы священные, благочестивые почести наши.
Ключник пречистый, Плутон богатей, подземелья властитель,
Что ежегодно с плодами достатка является к смертным;
Ты — и обитель бесс
|
|