Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Дмитрий ГАВРИЛОВ - Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
 или Священный Дух – эпитет Ахура Мазды в речах самого Зороастра:

Спросил Ахура-Мазду
Спитама-Заратустра:
"Скажи мне, Дух Святейший,
Создатель жизни плотской...." [17]

Благой Ахура-Мазда..." [18]

То есть, Ангхро-Майнью и Спента-Майнью – изначально близнецы и равные по
праву первенства. Приблизительно к такому же выводу приходит И.В. Рак:
"Спента Майнью – авест. Святой дух. Дух-демиург, олицетворение
созидательной мощи и благой сущности Ахура Мазды, с которым Спента
Майнью отождествляется, как антипод Ангхро Майнью. В "Ведах"
соответствия не имеет. Убедительной представляется версия, что образ
Спента Майнью – теологическое введение Заратуштры, к которому пророк
пришел путем собственных религиозных изысканий. Ахура Мазде противостоит
Злой Дух Ангхро Майнью. Оба духа никем не сотворены и существуют от
начала времен. В космогонии "Гат" Спента Майнью тождественен Ахура Мазде
– изначальный брат-близнец Ангхро-Майнью, эта концепция получила
дальнейшее развитие в зерванизме. В пехлевийских источниках Спента
Майнью упоминается редко, обычно он тождественен Ормазду".

В среднеперсидской традиции мир тоже рождается в борьбе двух начал –
Аримана и Ормазда, бывших авестийских Ангхро-Майнью и Ахура-Мазды.

"И Он (Ариман) сотворил много дэвов и демонов, и творения разрушителя
поднялись для устрашения. Ормазд, который увидел творения Злого духа...
счел их недостойными хвалы" [19]. Бундахишн – это среднеперсидское
переложение утраченной части Авесты.

Еще в одном зороастрийском тексте встречаем: "Ормазд – желающий добра, и
он никогда не принимает зла и не одобряет его. Ариман – желающий зла, и
он совсем не думает о добре и не принимает его. Ормазд, если он желает,
может изменить творения Ахримана, Ахриман же, если он желает, может
изменить творения Ормазда..." [20]

Подробнее остановимся на символике Темного начала.

32.
из всех самым великим
Владыкой и Главою
Ахура-Мазда будет -
На гибель Анхра-Манью
И Ярости кровавой,
И всех мазанских дэвов,
Всех дэвов на погибель
И грешников-лжецов... [21]

22 фрагад "Видевдата" называет Ангхро Майнью "смертоносный" и
"многопагубный". Кроме того, Ангхро Майнью – отец смерти.

45.
Мы чтим недосягаемое
Божественное Хварно...

46.
За это Хварно бились
И Злой Дух, и Святой,
И не могли достичь.
Гонцов отправил каждый
Из них тогда быстрейших:
Святой Дух – Мысль Благую
И Истину отправил
Вместе с Огнем, который
Есть сын Ахура -Мазды,
А Злой Дух – Мысль Злую
И Ярость кровожадную
Отправил вместе с змеем
Дахакой трехголовым,
И со Спитьюрой подлым,
Что Йиму распилил. [22]

Такую дай удачу,
Благая Ардви-Сура,
Чтоб одолел я Змея
Трехглавого Дахаку -
Трехпастый, шестиглазый,
Коварный, криводушный,
Исчадье дэвов, злой,
Могущественный, сильный,
Он сделан Анхра-Манью
Сильнейшим 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-