|
и охоты,
властителя Иного мира или проводника в мир Иной и стража его. Зачастую
образы смыкаются, но в любом случае тесно переплетены.
Рудра, Шива
"На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2
тысячелетия до н.э.) имеется изображение трехликого и рогатого божества,
окруженного зверями, в котором можно усмотреть прототип будущего Шивы в
его функции “хозяина животных” [3] и “скотьего бога” [4].
Обратившись к мифопоэтическому миру древних cоздателей и хранителей Вед,
мы обратим внимание на ряд эпитетов Шивы-Рудры, и прежде всего на то,
что он как раз Пашупати и “хозяин скота” [5], “пастырь” [6].
Имя скотьего бога у славян хорошо известно — это Велес, однако, вовсе не
в ипостаси мирного пастуха, а хозяина Дикого мира, лесного сторожа —
медведя.
Шива – Копаламалин – тот, кто с гирляндой черепов (и змей), Яростный
(Угра), требующий человеческих жертвоприношений [7], и ходит он в шкуре
убитого им тигра – убийцы людей и скота.
Тело Шивы-Рудры темно, ибо покрыто золой. "Иссиня-черен Его живот,
красна Его спина. Иссиня-черным Он окутывает враждебного, красным Он
поражает того, кто ненавидит Его..." [8] Шиве посвящен черный конь –
cyavacva.
Любопытно толкование имени Рудры Топоровым В.Н. от "rodas" (земля).
Символика земли и подземелья определяющие в образе “Темного бога”.
"Все живое трепещет пред твоими (Шива) ужасными стрелами, что несут
болезни и смерть" [9].
Сонм мерзких тварей составляет свиту Рудры-Шивы (пишачи, виталы,
праматхи и т.д.), это оборотни, и питаются они человечьим мясом.
Грозные чудовища рождены Шивой и представляют его воплошения – это
Бхайрава ("Ужас"), посланное в наказание самому Брахме, химерический
Киртимукха и Вирабхадра, подобный греческому гекатонхейру. В этой связи
напомним, что "Губитель" и "Ужасный" так же хейти (прозвища) аса Одина.
Более того, говорят, что Шива отрубил своим мечом Брахме пятый лик.
Обращаясь в молитвах к Шиве-Рудре просят его не приносить смерть "ни
большому, ни малому, ни выросшему, ни отцу, ни матери". "Сущему и
Губящему Тебе (Шива) я совершаю поклонение!" – говорит Атхарваведа [10].
Хотя само имя Шива означает “благой”.
Третий глаз Шивы губителен даже для богов (что связывает его с
гоголевским Вием и другими подобными индоевропейскими персонажами,
например Балором и Ысбаддаденом из кельтских легенд). Им обратил он в
пепел бога любви Каму, который пытался помешать медитации Шивы.
В "Махабхарате" есть эпизод, где Шива способствует убийству усыпленных
врагов [11]. "Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей!" [12] В общем,
он бог той внезапной неестественной смерти, что наступает не от старости.
Рудра-Шива "свертывает все миры в конце времен", он – разрушитель мира
[13], в том смысле, что возвращает все к Первоначалу.
Ангхро-Майнью, Ариман
В Авесте, священных текстах древних иранцев, в частности, "Ясне"
повествуется о двух Властелинах, Лукавом – Ангхро-Майнью (в "Гатах" его
не принято называть по имени, ибо он – повелитель тьмы и враг священного
огня) и его противнике, т.е. об Ахура-Мазде, выступающем в ипостаси
Спента Майнью:
"3. Два Духа, два близнеца в начале провозгласили от себя чистое и
нечистое мыслей речей и поступков... 4. В первый раз, когда они пошли
создавать жизнь и отсутствие жизни, и все, чем стоит наконец мир – где
дурное, там виден был и Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал
неразлучен со святостью..." [14]
"Когда же встретились оба Духа, они положили начало жизни и
тленности..." [15]
Ахура Мазда сам говорит о себе: "Мне дух Святейший имя" (12), "десятое –
я Святость, одиннадцать – Святой я" (8). [16]
Благой Ду
|
|