Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Дмитрий ГАВРИЛОВ - Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
 мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом,
что собственно и означает “чёрт”, “дьявол” - это постоянный противник
Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. У тех же балтов
“Velu mate” — мать мира мертвых, а “veles” — души умерших [84].

Одна этимология мало что дает при определении функций мифологических
персонажей, хотя семантика с этимологией дают не мало интересных
результатов. Корневое сочетание “ВАЛ”, “ВЕЛ” присутствует в таких важных
мифологических понятиях ВАЛЬфэдр, ВАЛЬкирия, ВАЛЬгрид, ИдаВЕЛЛЬ-поле,
ВЕЛЬва, ВАЛЬгалла, ВАЛаам, А-ВАЛЛон, индийский демон ВЕЛу – все слова
связаны с представлениями о Том Свете.

Имя властителя навьего мира у славян варьируется в списках летописи и
поучениях против язычества — Велес, Волос, Власе, Власий, Влас – "скотий
бог", “скотий”, т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что
Велес, как мы отмечали выше, уподоблен Пану – богу Дикой природы (Мater
Verborum [85] — "Veles: Велесъ — Pan, ymago hircina"). Соотнесение
Сатаны с козлом в средние века не нуждается в доказательствах.

Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками:

В лето 6415 (911): “Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с
Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами
крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася
оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и
утвердиша мир”.

В лето 6479 (971). “...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от
Перуна и от Волоса, скотия бога”.

Вероятно, Велес, как и Гермес, и податель богатства (через скот,
основное богатство кочевых племен — “бог скотов” (“О идолах
Владимировых”), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается
трудом на протяжении всей жизни.

Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением
законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и
Одину. Потому “Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников)
во великой чести” (“Густинская летопись” [86]).

Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном — покровителем князя и
дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с
воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара — мудрый,
старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова
"скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель.

Описывая войну двух германских племен, Тацит сообщает, что "обе стороны
заранее посвятили, если они победят, Марсу и Меркурию войско противника,
а по этому обету подлежат истреблению у побежденных кони, люди и все
живое" [87]. Как уже было сказано, под именем Гермеса-Меркурия греки и
римляне подразумевали германского бога Вотана – "Отца ратей" и Вальфэдра
– "Отца павших".

Конечно же, несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий
и Гермес — бог наук и мудрости, а кроме того и красноречия. В "Слове о
Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...".

Оригинальную гипотезу высказал В.Н. Топоров, указывая на эту поэтическую
функцию Велеса и этимологические данные: “*veleti как обозначение
особого типа речевой деятельности при др.-ирл. File “поэт” *uel-,
особенно при учете мотива прижизненного нисхождения поэта (филида) в
царство смерти” [88]. К этому добавим, что мыслею Боян растекается,
возможно, по Мировому древу, корни которого традиционно ведут в Нижний мир.

В апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом, но
еще он назван и "злым богом", почти как Чернобог у Гельмолда в
"Славянской Хронике" (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем
внимание на множественное число): язычники "это те, которые богами
называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в
жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали
Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых
богов верили люди”.

Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу
створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери
и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса вел
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-